Критические сложности: как аттестация, пандемия и СВО влияют на экскурсоводов Петербурга?
Первые «ласточки» из Китая
С начала пандемии петербургские экскурсоводы и гиды-переводчики оказались в весьма тяжёлой ситуации: поток иностранных туристов практически иссяк, внутренний туризм на время локдауна тоже замер, а позже хоть и восстановился, но заменить гостей из-за рубежа, конечно, оказался неспособен. Сложная внешнеполитическая ситуация практически лишила Петербург туристов из Европы и США, а Китай до последнего времени был закрыт на выезд.
Теперь же Петербург ждёт новых туристов из Азии: первая группа отдыхающих из Китая ожидалась ещё 6 февраля. Однако к этому моменту так и не был восстановлен безвизовый режим для туристических групп. Напомним, что возможность посещать Россию без оформления виз для китайских тургрупп от пяти до пятидесяти человек была введена в 2000 году.
Несмотря ни на что, китайские туристы прилетят в Москву уже 23 февраля, а после столицы – сразу в Петербург. Желание первой группы выехать на экскурсию в Россию было так велико, что её участники не стали дожидаться безвиза и оформили визы за вполне ощутимые деньги. К слову, в итоге соглашение о безвизовом режиме для тургрупп было обновлено 20 февраля. Теперь туристическая отрасль Петербурга ждёт китайских гостей с замиранием сердца. Но изменит ли их прибытие положение петербургских гидов?
Несвоевременный закон
Одной из главных проблем туристического потока из Китая до пандемии были нелегальные китайские гиды, которые создали собственный обширный теневой рынок, отнимая работу у российских специалистов и распространяя бессмысленную и ложную информацию об истории Петербурга. 20 апреля 2021 года Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
– Отправной точкой разработки этого закона стала необходимость противодействия негативным явлениям в групповом безвизовом туризме из стран Восточной Азии, – рассказала в разговоре с 78.ru Виктория Баргачёва, президент Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка. – Иностранные граждане использовались под видом гидов в теневых схемах. По этой причине в закон было введено обязательное требование гражданства Российской Федерации и обязательная региональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков.
Однако веры в то, что новый закон поможет, у петербургских экскурсоводов не так много.
– Изначально была надежда, что обязательная аттестация защитит местный рынок от китайских нелегалов. Но политическая ситуация такова, что надежды на это мало. Сейчас иностранцев попросту нет, а если они появятся, то, ради увеличения турпотока, боюсь, все закроют глаза на правила, – считает Светлана Селищева, гид-переводчик, председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга.
В июле 2021 года изменения в закон о туристской деятельности, предусматривающие обязательную аттестацию, были приняты и Законодательным собранием Петербурга. Сергей Калинин, основатель телеграм-канала «Гиды Петербурга» и член правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга отметил, что в нашем городе разговоры о принятии данного закона велись давно – но сейчас он оказался крайне несвоевременным:
– Когда эта история затевалась, а это было в середине десятых годов, то, конечно, она была скорее нужна. Основная цель была защитить наш рынок от нелегальных гидов, которые приезжали из других стран и вели себя здесь совершенно развязно. Они сами водили группы и так далее. Кто же мог предвидеть, что будет пандемия, потом спецоперация, и туризм окажется там, где он сейчас оказался?.. Сейчас этот закон оказался очень неуместен. Потому что въездной туризм просто прекратился.
Добровольная аккредитация против обязательной аттестации
Ранее обязанности проходить какую-либо обязательную аттестацию у гидов и экскурсоводов не было. Как рассказала 78.ru Светлана Селищева, с 2008 года в городе работала система добровольной аккредитации. За весь период существования этой системы её получили более шести тысяч специалистов в городе.
Впрочем, как отметил Сергей Калинин, для многих экскурсоводов получение аккредитации было необходимостью:
– Эта аккредитация была полудобровольная с той точки зрения, что, конечно, можно было работать и без неё, но, во-первых, многие фирмы её спрашивали. Во-вторых, аккредитация привязывалась к музейным разрешениям на работу гидов: городские музеи ставили штампики о разрешении водить экскурсии на иностранном языке в книжечки аккредитации. Без этой книжечки, хоть аккредитация и добровольная, некуда было ставить печати и, соответственно, невозможно было получить разрешение на работу (в музеях).
Необходимости получать аккредитацию не было лишь у гидов и экскурсоводов, водивших экскурсии по рекам и каналам или исключительно по улицам Петербурга. Но теперь аттестация стала обязательной для всех: согласно новому закону, гиды и экскурсоводы должны проходить её каждые пять лет. Продолжать работать без аттестата гиды в Петербурге могут официально до 1 июля 2023 г. Если же ранее они проходили добровольную аккредитацию, продолжать работать по ней можно до 1 января 2024 г.
И тут появляется одна неприятная деталь:
– Гиды со стажем от 7 лет сдавали самый сложный экзамен и получали бессрочную аккредитацию, – рассказала Светлана Селищева. – Сейчас основные сожаления именно по этому поводу. Людям было обещано, что, сдав такой экзамен, они получают возможность работать раз и навсегда, и сейчас им непонятно, почему нужно что-то заново подтверждать. Это вызывает недоверие к органам власти. В Петербурге это уже третий вариант аттестации. И каждый раз обещают, что вот он-то окончательный. Посмотрим.
Уровень ошибок – критический
Но главная проблема нового аттестационного экзамена – не в частоте, а в материале. Профессионалы туристической сферы Петербурга, ознакомившись с материалом для аттестации, были шокированы.
– Если сказать одним словом, то вопросы для аттестационного экзамена ужасны. Они не отвечают целям и задачам аттестации. Это не только мое личное мнение, – поделилась Виктория Баргачёва. – Были проведены две независимые экспертизы: общественная экспертиза и экспертиза авторитетного профессионального экспертного центра.
Экспертизы установили, что:
- вопросы и варианты ответов <…> содержат критическое и неприемлемое число фактических, содержательных, орфографических, грамматических и технических ошибок, вопросы, допускающие множественные ответы, носящие дискуссионный характер;
- допускают бессистемную, случайную компоновку материала, при которой в излишних объемах тестируется детальная информация о малозначимых фактах и событиях в ущерб важным и базовым знаниям;
- в разделе, посвященном экскурсионной методике, содержат избыточный, устаревший и некорректный материал, не соответствующий практике работы экскурсоводов <…>;
- не являются инструментом адекватной проверки знаний.
Это далеко не все выводы экспертов после проверки аттестационного материала, но итоговый вывод неутешителен:
– Экспертизы вопросов насчитывают 60 и 40 страниц мелким шрифтом каждая, полный список ошибок и неточностей – 176 страниц. В процентном соотношении около 30% вопросов имеют те или иные недостатки. В целом материал аттестации не «недоработан». Он бессистемен, неприемлем, не отвечает задачам аттестации и должен быть сделан заново другими, более компетентными специалистами, – уверена Виктория Баргачёва.
Работа над ошибками
Другие представители профессии отметили, что «работа над ошибками» ведётся, но пока результаты оставляют желать лучшего. Экзаменационные вопросы делятся на два блока: теоретический и практический. Как рассказала Светлана Селищева, проблемы содержатся, в основном, в первой:
– Вопросы для практических заданий (для устной части экзамена) профессиональному сообществу удалось привести к должному виду. Я лично присутствовала на совещании по данному вопросу. Формулировки, которые вызывали нарекания, изменили. На данный момент эти вопросы не представляют сложности для гидов и отвечают специфике нашей работы.
Другое дело тестовая часть. Там катастрофическое количество ошибок, их потихоньку исправляют, но многие, увы, остались до сих пор. Целый ряд вопросов теоретического (тестового) блока далёк от реалий профессиональной деятельности. Вопросы по методике звучат странно и сложно, ибо относятся как раз к практической части. Показать проще, чем объяснять на пальцах. В историко-краеведческой части очень много ошибок.
В Петербурге комитет по развитию туризма принял решение, что на аттестации будет 1200 вопросов. Все представители профессионального сообщества единогласно заявили, что такое количество избыточно. В большинстве регионов 150-200-300 вопросов. Это адекватная цифра. У нас превышение в 4-5 раз привело к большому числу ошибок, которые теперь приходится исправлять. То есть количество вопросов снижается, сейчас их более 900.
По мнению Сергея Калинина, вопросы аттестации противоречат самой её идее – проверить базовые знания:
– А так у нас огромное количество гидов, которые водят тематические экскурсии: «Животные Петербурга», «Растения Петербурга», «Любовные истории и браки аристократов» и так далее, всё, что можно вообразить. И все эти знания невозможно проверить в рамках аттестации.
Что будет с авторскими экскурсиями?
В Петербурге давно существует немало авторских экскурсионных программ, которые и вовсе не затрагивают «общепринятый материал» – например, экскурсии по барам или дворам. Сергей Гончаров, автор экскурсионного проекта «Ползком по Питеру», уверен, что аттестация «бесполезна» – и об этом знают все представители профессии:
– Я пока не видел профессионального гида, который бы сказал, что это нужно. У нас очень конкурентная среда. Не можешь ответить на один вопрос клиента по теме экскурсии – получаешь три «звёздочки» и плохой отзыв на агрегаторе, где продается твоя экскурсия. А чтобы вы понимали, нужно иметь минимальный рейтинг 4,8, а лучше 4,9, иначе у тебя не будут заказывать экскурсию. То есть, чтобы работать гидом в Питере, нужно водить экскурсии почти всегда идеально.
Сам Гончаров аттестацию не проходил – и не планирует. Не требовал он этого и от экскурсоводов своего проекта.
– Но некоторые, на удивление, прошли. Как я понимаю, по приколу или из-за избытка денег.
Да, при прохождении экзамена взимается пошлина в размере 1300 р. Но она, как отмечают сами гиды, не является самой страшной проблемой.
Как же создатели авторских экскурсий выкрутятся из ситуации?
– Я думаю, что мы перестанем называть это экскурсиями, и начнем называть «впечатлениями». Тем более, что у нас много лет, до введения санкций, была куча клиентов с Airbnb, где наши экскурсии назывались «впечатлениями».
Неутешительные выводы
Большинство других гидов к такому повороту событий не готовы. Светлана Селищева отметила, что проходить аттестацию планирует, но позже. А вот Виктория Баргачёва призналась, что для неё это стало сложной моральной дилеммой:
– Мне очень бы хотелось пройти профессиональную аттестацию – так, как я её проходила в прежние годы. Я люблю свою профессию и свой город. Но теперь передо мной моральная дилемма: идти ли на компромисс с совестью, моим средним и высшим образованием, опытом работы в Санкт-Петербургском государственном университете, выучивать ли заведомо неверные вопросы ради «корочки»?..
Все вопросы выложены на сайте петербургского Городского туристского информационного бюро, отметил Сергей Калинин, и любой представитель профессии может указать на ошибку, отправив письмо на указанный адрес. Комиссия занимается пересмотром вопросов, но пока дело идёт не быстро, а аттестация проходит каждый месяц.
Но на данный момент представителей этой профессии беспокоит не только аттестация. Ведь все эти годы многие гиды-переводчики сидели без работы, и появится ли она у них в обозримом будущем – неясно.
– Многие не пойдут на аттестацию и уйдут из профессии, – считает Светлана Селищева. – Точнее, профессия ушла от нас. Профессия гида-переводчика. Посмотрим правде в глаза: иностранцев мы не увидим ещё очень долго, а те, кто в ближайшее время приедет, те же китайцы, всегда пользовались услугами своих сопровождающих. С ними и пытались бороться, но сейчас мало надежды, что власть будет следить за столь желанными гостями. На всё закроют глаза, скорее всего, как это и было раньше.
По словам Сергея Гончарова, ушла не только профессия – многие гиды сами не видят необходимости возвращаться в Петербург:
– Работа гида сезонная. Работаешь с апреля по октябрь, а потом улетаешь на юга, до следующего сезона. И раньше гиды планировали вернуться в Питер, а теперь нет, все ищут работу в странах, где они оказались...