«Праведник»: история съёмок фильма о подвиге красноармейца устами режиссёра и актёров

16 фев, 18:02
Елена Кобзева
16 февраля на экраны выходит военная драма режиссёра Сергея Урсуляка «Праведник». От том, как пять партизан спасли более 200 евреев, сколько изб сожгли на съёмках кино и почему минское гетто снимали в Выборге и Петербурге, рассказал режиссёр.
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Пять партизан на двести душ: почти невозможный подвиг Киселёва

Лес и мост разделяет всего несколько метров, а за мостом – свои, спасение, жизнь. Но эти несколько метров двум сотням измученных долгой дорогой путников нужно преодолеть безумным рывком. Справа на них несётся безумный немецкий командир со своими солдатами, поливая людей пулевым огнём. А среди людей – старики, женщины, дети, и далеко не все спасутся в этот день…

16 февраля на экраны выходит военная драма режиссёра Сергея Урсуляка «Праведник», основанная на реальных событиях. Фильм рассказывает историю красноармейского офицера Николая Киселёва, который в 1942 году несколько месяцев вёл по белорусским лесам 218 евреев из Долгиновского гетто, чтобы помочь им выйти на безопасную, не оккупированную немцами территорию. В отряде Киселёва было всего пять партизан, а за ними по пятам шёл прекрасно вооружённый – и безжалостный – противник.

А вот актёр Евгений Ткачук, исполнивший роль «фартового» партизана Ферзя, вспоминал ту самую ночную сцену переправы в беседе с журналистами почти с удовольствием:

– Романтика! Это самое любимое: ночь, кони, люди, в воде – и что-то ещё делают, нужное для человечества – ну класс!

«Не зарекаюсь больше, что не буду снимать про войну»

Сама тема Холокоста и преследования евреев во время войны близка Сергею Урсуляку: его бабушка во время немецкой оккупации попала в еврейское гетто. Тем не менее, режиссёр отметил, что не думал об этом при работе над фильмом:

– Война коснулась каждого из старших членов моей семьи по-разному: кто-то был в оккупации, кто-то был в эвакуации, кто-то встретил войну в Бресте, кто-то дошёл до Берлина, как мой дед, кто-то был ранен в первые дни войны и остался инвалидом. Моя бабушка по украинской линии, еврейка, была в гетто, её спас дед.
Очень разнообразно складывалась война для моих старших родственников. Поэтому я могу снимать любую картину о войне, имея в виду то, что произошло с моими родными и близкими.
Специально я не думал каждый день, едучи на съёмку, про бабушку и дедушку. Потому что всё, что происходило с ними, оно во мне живёт, для этого не нужно сесть и начать вспоминать специально бабушку. Это просто во мне существует.

«Праведник» стал далеко не первой картиной Урсуляка, так или иначе затрагивающей тему Великой отечественной войны, да и любой войны в целом. Ранее он уже снимал картину «Сочинение ко Дню Победы» о встрече ветеранов, и картину «Жизнь и судьба», где Сергей Маковецкий сыграл главную роль.

– Я, честно говоря, думал, что после «Жизни и судьбы» не стану больше снимать про войну, – признался режиссёр в интервью 78.ru. – Потому что мне казалось, что есть некий способ, которым я снял ту картину, а по-другому я не знаю, как снимать. Но оказалось, что, если написан другой сценарий, где немножко другой взгляд на войну, можно снять по-другому.
Стилистически это кино, конечно, отличается от «Жизни и судьбы». Это всё благодаря сценарию Геннадия Островского. Поэтому я не зарекаюсь больше, что не буду снимать про войну. Если будет сценарий, где можно будет рассказать о войне в другом ключе, в другом ракурсе, вполне возможно, что это произойдёт.
Другое по теме