Контрольная закупка: петербургские учёные оценили состав и качество плюшевых «Чебурашек»
Детские игрушки «Чебурашка» привлекли внимание сотрудников Роскачества. Они намерены проверить, соответствуют ли требованиям эти мягкие зверьки. Параллельно с этим, своё исследование организовали специалисты из учебной лаборатории кафедры химических технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД).
Плюшевая «Чебурашка» — новый тренд и предел мечтаний почти для каждого ребёнка. Персонаж появился на свет в конце 1960 годов благодаря Эдуарду Успенскому. В сказочной повести герой был описан как «очень забавный коричневый зверёк, с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом». Того же Чебурашку, которого полюбили зрители, придумал художник Леонид Шварцман. После выхода мультфильма его именем называли конфеты и печенье, а на заводах начали выпуск игрушек: пластиковых, резиновых и даже плюшевых.
— Подобные игрушки выпускались достаточно часто. Естественно в Москве и Ленинграде они были немного более аккуратные. В других городах Чебурашка не всегда был похож на себя. Как правило это было связано с качеством игрушки или разработкой художника, который не всегда создавал зверька похожим на оригинального персонажа. Но за счёт ушек его всегда узнавали, — пояснила методист Санкт-Петербургского музея игрушки Анастасия Шпакова.
После «Хагги Вагги», которых кстати запретили, люди ринулись скупать мягкие игрушки. Российский рынок наводнили «Чебурашки» самого разного вида и качества. Найти такие предложения можно было в приложениях Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет». В интернет магазинах продаются «Чебураторы», «Чебуразавры», «Чебудилы» — всё что угодно только не тот самый милый плюшевый зверь.
— Ну какой «Чебудила» — этого героя не существует. Нет ни персонажа Чебурашки, ни Крокодила Гены. Соответственно у ребёнка возникает определённый диссонанс — а что делать? А как быть? То есть это вопрос личной идентификации, — пояснила психолог Анна Дроздецкая.
Кроме того, потребители начали жаловаться: эти «Чебурашки» странно пахнут, рвутся и изнашиваются, а некоторые из них и вовсе бракованные. За такие странные, а порой и пугающие игрушки, производители просят в среднем 1,5 тыс. рублей. Петербургские учёные полагают, что за такую сумму качество игрушки должно быть на высоте. Профессор кафедры химических технологий СПбГУПТД Анна Михайловская в рамках исследования взяла товар белорусского и китайского производства. Она проверила «Чебурашек» на прочность и устойчивость окраски.
Вокруг «Чебурашки» в своё время было множество судов. Писатель Эдуард Успенский судился с кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», а режиссёр Леонид Шварцман — с зарубежным художником, поместившим «Чебурашку» на тюбик зубной пасты. В этом году, по словам юристов, ситуация может повториться, ведь ответственность за контрафактных «Чебурашек» несут производители и продавцы.