Приплыли: зачем Эстония покусилась на нейтральные воды в Финском заливе
Наследие Эстонии на дне Балтики
Россия понизила уровень дипломатических отношений с Эстонией до временного поверенного в делах. Послу прибалтийской страны рекомендовано покинуть Москву до 7 февраля. Это решение стало ответом на целый ряд враждебных шагов, предпринятых Эстонией в последние недели — от сокращения числа российских дипломатов в Таллине и масштабных планов по сносу советских памятников до очередных поставок вооружений Киеву и угроз конфискации российских активов.
— Руководство Эстонии последние годы целенаправленно разрушает весь комплекс отношений с Россией. Тотальная русофобия, культивирование враждебности в отношении нашей страны возведены Таллином в ранг государственной политики, — резюмировали в официальном Telegram-канале российского МИДа.
Таков международный контекст, в котором прозвучали громкие заявления о планах Таллина усилить контроль за акваторией Финского залива. МИД Эстонии предложил создать прилежащую зону у территориальных вод. Инициативу спустили другим министерствам, которые должны её обсудить и выработать собственную позицию. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнслау заявил, что такой шаг укрепит безопасность его страны, поможет защитить памятники археологического и культурного наследия в море и позволит Таллину лучше понимать, что происходит в прибрежном районе.
Звучит не слишком убедительно. Но что решение о прилежащей зоне означает на практике? И грозит ли оно какими-либо издержками российским судам, которые через Финский залив связывают Калининград с остальной Россией?
Решения и последствия
Прилежащая зона — это понятие из международного права. Непосредственно к берегам государства примыкают территориальные воды. Их границы распространяются на 12 морских миль. Дальше может начинаться прилежащая зона шириной ещё 12 миль. Их государства могут патрулировать, но полномочия находятся в строго определённых рамках.
— Прибрежное государство может осуществлять контроль, который ей необходим, для осуществления двух видов деятельности. Первое — это для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, миграционных или санитарных законов в пределах его территорий или территориального моря. Второе — это для наказания за нарушения в пределах его территории или территориального моря. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального поля, — рассказал 78.ru представитель Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Алексей Горичев.
По данным портала www.globalfirepower.com, военно-морские силы Эстонии представлены всего шестью кораблями, и это один из самых маленьких военных флотов планеты (107 место среди 115 стран, которые вообще имеют ВМФ). Для сравнения, у Сьерра-Леоне – 10, у Суринама – 18, у Анголы – 40, у США – 484, а у России – 598. Более того, представлен эстонский флот, в основном, противоминными кораблями. До недавнего времени предполагалось, что основной задачей эстонского ВМФ будет помощь соседям в разминировании Балтийского моря, где до сих пор попадаются мины времён Первой и Второй мировой войны. Помимо противоминного дивизиона портал учёл также два сторожевых корабля. Судя по всему, имеются в виду два сторожевых катера P 01 Roland и P 02 Risto, которые пару лет назад за 3,9 млн евро построила местная судостроительная компания Baltic Work Boats (BWB). Тогда же отмечалось, что это такие же катера, которые ранее BWB обязалась поставлять для полиции Омана. Правда, контракт с Оманом был рассчитан на 14 единиц. Видимо, чтобы хоть как-то подняться в рейтинге, уже в январе в Эстонии решили объединить корабли полиции и погранохраны с ВМФ. Правда, при этом они всё равно продолжат выполнять гражданские задачи, которые включают борьбу с загрязнением морской акватории и участие в спасательных работах.
Впрочем, эстонцы, кажется, забыли обсудить свои планы с ещё одной заинтересованной стороной — финнами. Воды Финского залива находятся между двумя странами. Российские суда проходят по узкой акватории между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но если каждое из двух государств заявит о своих прилегающих водах, то они наложатся друг на друга. Собственно, именно поэтому Таллин и Хельсинки и не включали соответствующий режим ранее. Но это было ещё в те благословенные времена, когда они старались руководствоваться здравым смыслом…