Аренда с последствиями: эксперты рассказали о подводных камнях сервиса каршеринга
Знакомство Виталия с арендованным в службе каршеринга автомобилем всегда начинается с множества фотографий. Все снимки и снаружи, и изнутри машины нужны, чтобы обезопасить себя. Главное правило клиента каршеринга — прежде, чем взять автомобиль в аренду, внимательно осмотреть его со всех сторон и сфотографировать все повреждения, ведь потом доказать что эту царапину или вмятину сделали не вы будет достаточно сложно. За свою невнимательность арендатор может поплатиться штрафом от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
— Под грязью часто не видно царапин, различных повреждений. Соответственно если машина грязная — вы ее отправляете в каршеринг и в случае после того, как ее помыли у видели повреждение — это говорит о том, что вы не могли их увидеть физически. Потому что они были под грязью, подо льдом. Особенно в такую погоду как сейчас. Когда машины очень грязные, — объяснил клиент службы каршеринга Виталий.
Он пользуется услугами каршеринга каждую неделю. Говорит, так удобней и дешевле. В стоимость пакета можно можно включить полис КАСКО, и даже в случае ДТП по вине водителя, страховой договор покроет любой ущерб свыше 15 тысяч рублей.
— Пользуюсь я, пользуются мои друзья, все довольны. Если соблюдать все правила каршеринга, особенно надо знать договора и соблюдать правила дорожного движения, — рассказал Виталий.
Но соблюдают не все. Вот лишь краткий список наиболее резонансных ДТП с пользователями каршеринга на последние несколько недель в Петербурге. 24 декабря 2022 года нетрезвый водитель арендного автомобиля на Васильевском острове сбил пешехода на такой скорости, что тело жертвы отбросило на крышу машины. А 1 января этого года с первого на второе января пьяный лихач за рулём машины взятой в прокат сбил целое семейство под Кировском. Всего же за время каникул в Петербурге произошло 120 ДТП с участием каршеринговых автомобилей.
— Достаточно было посмотреть в скрытую камеру на само лицо, которое управляет этим транспортным средством с целью определения его состояния и предъявления в компетентные органы в случае возникновения неприятных последствий. К тому же мы давно говорим об алкозамках, но тем не менее, почему-то это у нас не происходит. Алкозамок как раз и не дал бы привести к таким серьезным последствиям, — объяснил Владимир Гарнин, президент коллегии адвокатов Петербурга.
В городе сегодня работают несколько каршеринговых сервисов. Чтобы получить машину, требуется всего лишь паспорт, банковская карта и водительское удостоверение. Даже стаж управления транспортным средством спрашивают не везде. Исполнилось 18 лет — руль в руки. Машины можешь менять как перчатки — сегодня «Ауди», завтра «Фольксваген».
— Я уж молчу, что водитель не представляет в этом случае технического состояния транспортного средства, не проводит никакого осмотра. Хотя бы не визуально — царапинки они все сливают. А проверка исправного состояния транспортного средства — нажатие на педаль тормоза, проверка рулевого управления, может закончиться неприятными моментами. Не говоря о том, что аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, положенные по законодательству, в большинстве случаев в каршеринговых автомобилях отсутствуют, — разъяснил автоэксперт Дмитрий Попов.
Но, пожалуй, главная опасность онлайн-системы аренды автомобилей — отсутствие уверенности в личности водителя. Существует целый теневой рынок продажи липовых регистраций в мобильных приложениях каршеринга. По данным аналитиков сайта Каршеринг-СПб, доля фейковых аккаунтов составляет около четверти от их общего числа.
Несмотря на уход зарубежных автопроизодителей, рынок каршеринга держится на плаву и пополняется китайскими машинами. Спрос на прокатные сервисы продолжает лишь расти. В отличие от уровня безопасности пассажиров и пешеходов.