Дорогая дорога: как петербуржцы относятся к росту цен за проезд в общественном транспорте

Стоимость проезда в общественном транспорте планируют повысить с 2023 года — с таким предложением некоторое время назад выступил Комитет по транспорту Петербурга. Поездка на метро подорожает до 70 рублей, разовый проезд на наземном транспорте — до 65, проезд в метро по «Подорожнику» обойдётся в 49 рублей, на автобусе, трамвае или троллейбусе билет будет стоить 44 рубля.
Жительница Петербурга Елена Кондратьева такие цены обоснованными не считает.
— И так выросли цены на всё. И коммуналка подорожала, сейчас проезд, продукты очень дорого сейчас стоят вообще. Я не знаю, это сколько надо получать, чтоб нормально обеспечивать нормальную жизнь, — переживает женщина.
Официальных заявлений по поводу еще нет, но Комитет по тарифам уже получил от Комитета по транспорту официальное предложение, из которого следует, что стоимость проезда в следующем году вырастет — для пользователей «Подорожника» на 4 рубля, а так называемые гостевые билеты подорожают на 5 рублей. Надо ли говорить, что туристической привлекательности Петербургу это не добавляет?
— Плохо. Что можно сказать. Кататься много приходится по Питеру. Вот мы здесь второй день уже много катаемся. За троих получается 200 рублей один раз зайти в метро, — рассказывает туристка из Ростова-на-Дону Юлия Щербакова.
— Мне, как туристу, или я приезжаю по работе, не очень удобно, что метро дороже в Питере, чем в Москве. Хотя в Москве оно больше развивается — вы сами видите, телевизор смотрите. А здесь — я не знаю, почему у вас это происходит, — говорит москвич Александр Шиков.
Чиновники предпочитают говорить не «подорожание», а «индексация». И отмечают, что предполагаемый рост цен не превысит уровень инфляции. Для петербуржцев от формулировок смысл не меняется — для пассажиров это очередной стресс. Только-только приспособились жить в рамках транспортной модели, внедрённой этим летом — выучили номера голубых автобусов, спланировали другие пути до работы или учёбы, приучились вставать пораньше. Ведь трассировка маршрутов изменилась, многие автобусы убрали. Помножить это на пробки — и на практике выходит, что для преодоления такого же расстояния, что и раньше, времени теперь нужно больше.
— Вот маршрутки убрали — это очень плохо. Во-первых, автобусы едут дольше. Остановки тоже — они через одну не проедут, на каждой остановке останавливаются, это просто потеря времени, если честно, это очень накладно, — считает петербурженка Марина Сидорова.
Казалось, за непопулярными решениями стоит важная цель: город идёт по пути масштабных изменений в части транспорта. Например, поставил своей задачей разгрузить центр от машин, чтобы пешеходы не спеша могли наслаждаться архитектурными шедеврами и дышать свежим воздухом. Зона платных парковок расширилась. На них город с начала этого года уже заработал более 540 млн рублей. Очевидно, общественный транспорт в таком случае должен стать доступнее, почему же цены на билеты всё равно растут?
— Ну да, они начнут платить более адекватную сумму. Другой вопрос — на что пойдут эти деньги в Комитете по транспорту? Пойдут ли они не на зарплаты чиновникам, не на премии за то, что они выполнили собой же поставленную ложную цель, а вот на реальное развитие транспортной системы? — вопрошает транспортный инженер Иван Вергазов.

Кроме того, считают эксперты, парковочная реформа не доведена до ума — автобусы не едут быстрее, ведь для них нет выделенных полос. Удобства для пассажиров не так ощутимы, как рост цен за билеты.
В 2015 году проезд в общественном транспорте был вдвое более дешёвым, чем сейчас — жетон в метро стоил 31 рубль. В 2017-м стоимость выросла аж на 10 рублей, в 2018 году цена не менялась, а в 2019-м увеличилась на 2 рубля. Но уже в 20-м пассажиров ожидал резкий рост — 55 рублей в метро и 50 на наземном транспорте. И в последние три года тенденция не меняется — в год добавляют по 5 рублей.
Однако последние шесть лет пассажирам доступна система скидок. Так, пользователям «Подорожника» одна поездка в метро сейчас обходится в 45 рублей — то есть в каком-то смысле они всё ещё живут в 2017 году — тогда столько стоил жетон. Но, конечно, и стоимость проезда по «Подорожнику» всё это время тоже росла.
Снизить градус недовольства по идее должен был и тариф «60 минут», действующий в наземном транспорте. Он появился в этом году вместе с внедрением новой транспортной модели. Сейчас первая поездка стоит 40 рублей, вторая 10, следующие бесплатно. Если, конечно, уложишься в один час. Многие, стоя в пробках на голубых автобусах, и не успевают воспользоваться скидкой.
Но и пересадочный тариф в следующем году, по всей видимости, вырастет в цене. За первую поездку придётся выложить 44 рубля. Однако далеко не все занимаются этими подсчётами и придумывают новые способы сэкономить на перемещениях по Петербургу. Многие принимают рост цен как факт.
— Ну конечно, всё кругом дорожает, это же сложная работа — машины обслуживать надо, топливо дорожает, всё это понятно, — высказала своё мнение петербурженка Лариса Баканова.
— Понимаете, сейчас жизнь дорожает, потому что сложное положение в стране, и надо просто это понимать, — считает Павел.
Если изменения будут утверждены, то новые цены начнут действовать с 1 января 2023 года. Кстати, подорожание коснулось и самой карты «Подорожник» — с 1 ноября она стоит 80 рублей из-за стоимости электронных чипов.