Вредная привычка: почему петербургская антиалкогольная кампания с треском провалилась
В какой столице больше пьют
В России в этом году стали больше пить, и Петербург — не исключение. Об этом свидетельствуют самые разные статистические показатели. Согласно исследованию Национального союза защиты прав потребителей, в первом полугодии 2022 года в стране продали на 7,5% больше водки, чем за аналогичный период 2021 года. Ещё хуже дела обстоят со слабоалкогольными напитками крепостью до 9%. Здесь продажи в первом полугодии выросли в 1,8 раз. А по данным экспертов компании «Эвотор», именно магазины разливного пива задавали тон на петербургском рынке ритейла во втором и третьем кварталах текущего года. На их долю приходится 9% от общего числа новых торговых точек, относящихся к малому бизнесу. В прошлом году было только 4%. Тогда чаще открывались кофейни, теперь наоборот.
Одновременно фиксируются общие успехи «алкомаркетов». По данным IPG.Estate, которые приводит «ДП», количество петербургских магазинов, специализирующихся на торговле спиртным, в 2022-м году перевалило через отметку в 2000, и этот показатель продолжает уверенно расти. Это особенно показательно на фоне схлопывания некоторых других направлений ритейла. Конечно, перспектива замены санкционной западной продукции осложняет логистику, но проблема решается за счёт подъёма отечественного производителя. Импортозамещение в действии — объёмы производства и продаж российского алкоголя за первые девять месяцев выросли на 60%.
При этом «алкоголизация» Петербурга заметно опережает темпы, отмечаемые, к примеру, в Москве. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, продажи спиртного на берегах Невы с января по сентябрь увеличились на 5,4%, а в Первопрестольной — на 4,4%. Хотя по идее всё должно быть наоборот. Ведь это Петербург пять лет ужесточал законодательство, связанное с торговлей спиртным. Столько депутатских и чиновничьих усилий пьяному коту под хвост!
От Кончиты к Коньячите
В Петербурге каждый электоральный цикл приобретает определённый идейный вектор, это старая вредная привычка городских политиков. К примеру, эпоха пятого созыва Заксобрания, заседавшего с 2011 по 2016 годы, запомнилась борьбой с половыми извращениями, абортами, Кончитой Вурст и Леди Гагой. Это был парламент имени Виталия Милонова.
С 2016 по 2021 годы внимание парламентариев сместилось в сторону вредных привычек, не связанных с сексуальными предпочтениями и бурными законоизлияниями. Буквально в первых же сессиях появились инициативы, направленные на увеличение минимального уставного фонда для предприятий, торгующих спиртным, появление целых безалкогольных дней, когда продажа крепких напитков в магазинах запрещена круглосуточно, масштабных безалкогольных зон вокруг «Газпром-Арены» в дни футбольных матчей и так далее. Параллельно депутаты бомбардировали своими инициативами смежные направления, связанные с энергетиками, алкогольными и безалкогольными, кальянами, вейпами и прочими веселящими газами.
В абсолютном большинстве российских регионов торговля спиртным в магазинах находится под запретом лишь с 23 до 8 часов. В Петербурге алкогольные отделы прикрывают уже в 22, а открываются они только в 11 утра. Учитывая время на дорогу и характерный для многих местных компаний ненормированный рабочий день, горожане порой не могут добраться до заветной бутылочки пива под матч Лиги Чемпионов в течение всей трудовой недели.
Инициативы о либерализации законодательства звучали неоднократно, но все они были категорически отвергнуты. Вместо этого режим напротив решили ужесточить, запретив продавать спиртное 1 сентября в День знаний и в июне в день проведения праздника выпускников «Алые паруса».
Как «наливайки» победили всех
Апофеозом этой истории стал знаменитый законопроект о «наливайках». Так депутаты традиционно называют гибридный формат заведений, владеющих сразу двумя лицензиями — для магазинов и точек общепита. Днём они работают, как магазины, а ровно в 22:00, подобно Золушке, волшебным образом преображаются и продают то же самое спиртное, только с предварительно вскрытой пробкой. Обычно прямо при покупателе. В итоге вокруг многих таких заведений скапливаются огромные очереди, а подвыпившие прохожие доставляют немало неудобств жильцам окрестных домов. Криминогенная обстановка тоже заметно ухудшается.
Кто только не пытался с этим бороться, начиная с губернатора Георгия Полтавченко и заканчивая некоторыми рьяными муниципалами. В 2017 году Полтавченко публично потребовал искоренить скандальный формат. В итоге крупнейшая в городе сеть демонстративно прикрыла свои точки и тут же открыла их, ограничившись косметическими изменениями. Вроде и волки сыты, и бутылки целы.
Тогда депутаты разработали и приняли законопроект, призванный закрыть все точки общепита с залом обслуживания площадью менее 20 «квадратов». Вместо 50, как предписывал федеральный закон. Но чуть не вылили с водой и ребёнка. Скандальный документ, по мнению экспертов, мог обернуться закрытием сотен небольших авторских заведений, полюбившихся и туристам, и местным жителям, и попортил немало нервов малым предпринимателям. После массовых протестов Александр Беглов вернул документ депутатам и заставил его переписывать.
Алкомаркет как хобби
Подведём итоги этой активной законотворческой работы. 2022-й год, вечер пятницы, Красное Село, у «наливайки», принадлежащей той самой сети и примыкающей к центральной транспортной магистрали, очередь растянулась на много метров на улице. Это при том, что местные жители без труда назовут с пяток заведений, где вам в ночные часы продадут алкоголь из-под полы. В других районах наблюдается такое же изобилие.
А депутаты новых антиалкогольных инициатив больше не предлагают. В 2021 году состав городского парламента снова поменялся, и новые парламентарии ещё не нащупали свой вектор. При этом на долю контрафакта, по мнению экспертов, приходится порядка 40-60% продаваемого в городе спиртного. И оно традиционно служит весомым фактором смертности. Несложно догадаться, что активнее всего торговля ведётся в запретные часы. Часто в интернете. Так что самое время запретить сайты тяжелее 20 мегабайт.
Любопытно, что если продажам спиртного ужесточение антиалкогольного законодательства никак не мешало, то о малом бизнесе этого не скажешь. Увеличение минимального уставного капитала, бившее по «наливайкам», в реальности сыграло на руку сетевикам. Знаменитый «барный» закон также должен был ударить прежде всего по небольшим заведениям. По мнению экспертов, монополизация городского рынка продовольствия сетями — один из факторов, приведших к тому, что в 2022 году жизнь в Петербурге стала дороже, чем в Москве.
Вот только и за более быстрыми, чем в Москве, темпами «алкоголизации», вероятно, скрывается та же самая банальная причина. Ведь алкоголь — это самое дешёвое из доступных малообеспеченным людям развлечений за исключением интернета. И если на другие хобби вроде походов в кино, спортзал, театр или на стадион денег больше не хватает, то всегда остаётся алкомаркет.