Никаких больше вечеринок: корпоративы в Петербурге уходят в прошлое?
«Мы не знаем, что происходит», — такими словами большинство петербургских рестораторов описывают ситуацию с приближающимся периодом новогодних корпоративов. Раньше все дни с середины декабря и до конца года были забиты уже за месяц, а сейчас — тишина.
Есть мнение, что банкеты и корпоративы уходят в прошлое — по крайней мере, в классическом понимании этих слов. Может, петербуржцы и правда хотят теперь не длинных столов с бутербродами и бантов на стульях, а авторских коктейлей, чилаут-музыки и квизов? Или выездных мероприятий со спортивными конкурсами — а-ля тимбилдинг? Или снижение интереса компаний к организации праздника для сотрудников в 2022 году — исключение?
Компактнее, но не дешевле
В целом уровень активности по заказу корпоративов на Новый год в городе на Неве сравним с показателями доковидного 2019-го, говорит Сергей Захаров, коммерческий директор Restoclub.ru. Причём в последние месяцы рестораны усиливают предложения по сборным корпоративам — продумывают программу на конкретные дни, когда будут приглашать ведущих, любая компания может купить билет и присутствовать на общем празднике. Также рестораны стали более лояльно относиться к «своему» алкоголю.
— Если раньше многие настаивали на том, чтобы спиртное покупалось у них, то теперь многие вводят пробковый сбор. При этом нередко выдвигают требования, чтобы алкоголь был куплен в магазине и имел при себе все документы. Что же касается цен, то здесь изменение несильное. Ориентировочно цены на новогодние корпоративы выросли на 10-15% к стоимости 2019 года, — говорит Захаров.
Но если общая картина довольно гладкая, то при более близком рассмотрении видны штрихи. В каталоге ресторанного портала без малого 5100 заведений, корпоративное обслуживание предлагают 167 из них. И это не только общепит, но и турбазы, и банкетные залы, на которые спрос итак постоянный — судя по отзывам в Google и «Яндекс». Дмитрий Рысев, управляющий заведения Grebeshki, в то же время отмечает, что для ресторана текущий год не очень активный — и в сравнении с 2019-м, и с 2021 годом.
— Сейчас корпоративов у крупных компаний вообще нет. Они отменились, никто не планирует. Частные корпоративы есть, но они не такого большого объёма, как были в предыдущих годах. Если сравнивать с 2021-м, то заявки — они есть, но количество гостей, которые присутствуют на таких корпоративах, их значительно меньше процентов на 40. А что касается 2019 года, то, я бы сказал, на 60% меньше. Там были только крупные мероприятия, 80-100, а то и больше человек. Сейчас это какие-то небольшие компании, которые празднуют Новый год, — отметил особенность собеседник.
Неизменными при этом остались пожелания гостей. Хотят определённое оформление, программу, меню с салатами, холодными закусками, вторыми блюдами и десертами. Но отмечают уже не так масштабно, как это было раньше. Стало немного компактнее.
Тягаться с доковидным временем непросто — время было действительно насыщенное, вспоминает ресторатор Андрей Перцев.
— Сейчас я могу сказать по моим проектам: запросы на корпоративы я не вижу — в том количестве, в котором было. Но по Ognivo сложно оценить — оно открылось полтора года назад. Есть большие сомнения, что в этом году всё вернётся хотя бы к показателям 2019 года, — полагает эксперт ресторанного бизнеса.
Причина тому, считает Андрей Перцев, сужение горизонта планирования, хотя эта фраза в этом году и намозолила порядком глаза.
— Никто не планирует сейчас за три месяца вперёд, за месяц вперёд. 21 сентября произошла мобилизация, и вот более или менее рынок сейчас начинает приходить в себя. И мне кажется, вот таких громадных корпоративов, как были раньше, чтобы закрыть какой-то ресторан, — не будет. По моим ощущениям, все будут экономить, заказывать кейтеринг к себе в офисы либо доставки и так далее. Либо же снимать прямо реально какие-то банкетные площадки — не рестораны, которые просят тот или иной прайс за определённые деньги. Из ресторанов постепенно вымывается история с корпоративами — по крайней мере, я говорю об успешных проектах. Всё это сваливается в менее успешные проекты и совсем конкретно заточенные под это банкетные, какие-то лофтовые истории, когда люди владеют каким-то там залом, этот зал сдают в аренду. Мне кажется, туда всё ушло, — высказался ресторатор.
78.ru прошёл дальше искать это «туда», куда ушло всё ассоциирующееся с традиционным корпоративным мероприятием — зажигательными бухгалтершами, караоке и пьяным флиртом с коллегами. Дошли до шеф-повара и ресторатора Евгения Никифорова. Предприниматель занимается выездными мероприятиями уже достаточно лет для того, чтобы, отказавшись от рекламы, обходиться постоянными клиентами. Учитывая пандемийные локдауны и последние тенденции к камерности мероприятий, кейтеринг бизнесмена должен быть расписан на месяцы. Но нет — ситуация абсолютно стабильная.
— Постоянных клиентов стало меньше — это компании, организации. Происходит таким образом, что где-то прибыло, где-то убыло. Имею в виду, кто-то из постоянных заказчиков уже не заказывает — в силу того, что бизнес идёт нехорошо. Но появляются новые клиенты, у которых всё нормально. Как это работает — непонятно. Вроде стараешься что-то улучшать, привлекать новых клиентов, но при этом уровень всё равно остаётся тот же, — говорит Евгений Никифоров.
Сильно поменялось одно: себестоимость мероприятий. Продукты, заявляет Евгений, подорожали колоссально.
— Куриную грудку филе, один из самых популярных продуктов, в 2015 году можно было покупать по 170 рублей за килограмм, а сейчас эта цифра доходит до 359. Это оптовые цены. Сейчас мы заказываем у поставщиков — вот в магазине продают грудку, можно и по 256 рублей взять по акции. У поставщика при этом она будет стоить 330, 290. Прыгающие цены. Если говорить про последние тенденции, то до начала СВО за 1200 рублей можно было взять килограмм сёмги, сейчас за 1800 — и тебе повезло. И за 2300 есть предложения. Удорожание — ровно 50%. У нас в меню кафе всегда есть стейк лосося. До СВО он стоил 790 рублей за порцию, а сейчас 1150 рублей, — приводит он пример.
У людей в принципе, говорит Никифоров, наверное, есть деньги, но из-за нестабильности наличность мало кто хочет тратить.
— Всё как-то прыгает очень непонятно. Последние недели я вот слышу постоянно от гостей, что денег нет, кредитной карточкой начали пользоваться, до зарплаты не дотягивают. Но есть и те, кто может на десятку покушать, — рассказал собеседник.
Ближе к датам — лучше спрос
По всей видимости, деньги у людей и правда есть. Но они предпочитают вкладывать их в более уютные вечеринки. В Петербурге развивается новый формат частных баров — тот же кейтеринг, но со своими площадками, которые закрываются под конкретного клиента на день рождения, юбилей, новогоднюю вечеринку, свадьбу или светский раут. По словам менеджера площадки Алины Антоновой, у них последние годы стабильно большой поток заказов.
— Всё забито. Есть топовые дни — пятница и суббота. 23 декабря — это вообще самая популярная дата в декабре на корпоративы, её разбирают задолго до. Короче, все самые топовые даты разбирают задолго, остаются будни. И есть такие ребята, которым не принципиально, в какой день отмечать, они подбирают просто из свободных дат. Были запросы на сборные корпоративы, когда несколько организаций закрывают под себя площадку — есть такие фирмы и, наверно, есть такие рестораны, которые берут несколько компаний. К примеру, пять компаний по 10-15 человек. Есть спрос на такое. Потому что если корпоратив в маленькой компании, им выгоднее сделать сборный — да и повеселее будет, шумно, весело, новые знакомства, некоторые выбирают именно это, — говорит менеджер заведения.
В остальном — «как люди любили отмечать праздники, так и отмечают». Этот год отличает лишь то, что был затяжной период молчания примерно до середины ноября.
— Не все знали, какой бюджет можно будет выделить, да и стоит ли вообще, потому что никто не понимал, что будет дальше. Но чем ближе к датам, тем лучше был спрос, — пояснила девушка. — На декабрь уже около 20 мероприятий, а дней — 31. Ещё есть 11 свободных дат, но есть просто супернепопулярные даты — это понедельник и вторник, их можно сразу чуть-чуть отодвинуть. Есть ещё пятница свободная, 16-е, почему-то висит. Думаю, кто очнётся, быстренько соберётся на эту дату.
Снижение затрат на корпоративные мероприятия всё же есть, утверждает Эдуард Дедюхин, руководитель одного из петербургских ивент-агентств. Где-то в большей степени, где-то в меньшей, но общая тенденция идёт такая, что стоимость среднего чека — цена затрат на одного гостя — сейчас падает. И связано это не только с нехваткой средств.
— У компаний есть деньги, но они не хотят вычурности, потому что — не то время — своё богатство показывать. Это очень тонкий момент. Ещё одно — в том, что до 2019 года корпоративы были развлекательными, было шоу, гости приходили и наблюдали за чем-то, расслаблялись. Сейчас многие компании, понимая, что летнего корпоратива, возможно, не будет (прогнозы не очень утешительные), поэтому организаторы хотят сделать не просто представление, а мероприятие со смыслом. Условно — элемент тимбилдинга, сплочения. Или вложить в это мероприятие не только время, когда мы отдыхаем, но и руководство может рассказать что-то о компании, поддержать сотрудников, какие-то итоги года подвести — и этому уделяется больше времени. Сейчас эйчары начинают что-то придумывать, какую-то трансформацию корпоратива больше на какую-то осознанность, вдумчивость и так далее. Это уже не просто новогодний бухич, это мероприятие, в которое хочется вложить смысл, — сообщает Эдуард Дедюхин, добавляя, что некоторые его клиенты из числа организаций выделенные на корпоратив деньги в итоге решили отдать сотрудникам премиями — финансовая поддержка нужнее эмоциональной, считают они.
В то же время наблюдается ситуация, когда цены на организацию мероприятий, ведущих и артистов вроде бы и должны были бы вырасти — особенно по сравнению с периодом до коронавирусной пандемии. Но наблюдается парадокс.
— Рестораны готовы давать максимальные скидки, чтобы забить себе Новый год. Артисты, которые в 2019 году в так называемую золотую пятницу могли объехать четыре-пять мест и везде поработать, сейчас понимают, что если их пригласят условно на два мероприятия — это будет уже отлично. Поэтому вопрос просто в том, чтобы повышать ставки на свою работу, не идёт. И многие либо остались на прежнем уровне, либо даже дают скидки, просто чтобы его взяли и заработать хоть что-то, — поясняет собеседник.
Повторов, когда у ведущих одну дату бронируют несколько человек, также стало меньше — у всех сегментов, топовые они или нет. По наблюдениям ивентщика, заказов стало меньше примерно на треть.
Ещё одну особенность заметил эксперт: стало больше детских праздников и семейных мероприятий.
— В этом году почему-то люди стали больше отмечать в декабре частные праздники, что странно. У меня в этом году много дней рождений и юбилеев. С чем это связано — я не знаю. Но есть такое. Ещё один момент — у нас заметен рост детских праздников. Мы думали, почему. И нам объяснили. Возможно, в связи с последними событиями, которые были в этом году, СВО и мобилизация и так далее, видимо, мамы хотят оттянуть внимание детей от напряжённости, которая есть в семьях во многих, хотят, чтобы дети больше веселились, не думали о том, что говорят папа с мамой и так далее. С точки зрения детских праздников сейчас действительно наблюдается рост заказов анимации разной, походы в парки отдыха, аттракционов. Хотят, чтобы дети вышли из дома, чтобы детство оставалось беззаботным и весёлым, — считает Дедюхин.
Интерес начал падать давно
Кажется, общество всё дальше уходит от привычного, уже классического формата развлечений. Сегмент корпоративных мероприятий снижался ещё до пандемии — хотя и медленно, отмечает глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Петербурга Александр Марков.
— Если по состоянию на 2016—2017 год бронирования ресторанов для корпоративных мероприятий люди делали в октябре, ноябре, а в декабре было уже не найти. То конец 2019 года показал, что не было такой 100-процентной загрузки. И можно было и в декабре найти ресторан. Менялась культура поведения компаний, предпочтения. Это не было так катастрофически, — вспоминает Александр Марков.
Бизнесу при этом ничего не остаётся, кроме как адаптироваться, исходя из реальности. А состоит она в том, что любая нестабильность в обществе очень сильно сказывается на сфере развлечений, походах в рестораны, поездках и так далее.
— Реагирует народ очень быстро. Что-то происходит, какие-то потрясения, — он очень быстро снижает эти затраты. А здесь ещё у нас добавилось, что очень существенная часть социально и экономически активного населения, молодёжь, они — кто-то уехал, кто-то мобилизован, это тоже потери в рядах потенциальных потребителей. Конечно, ковид внёс свои коррективы, но после ковида мы восстанавливались достаточно быстро — люди соскучились по живому общению, и если экономическое состояние того или иного человека позволяло, они куда-то выезжали, куда-то ходили. Сейчас эти затраты сокращены по многим соображениям. В том числе корпоративы — это же компании, бизнес которых сейчас очень сильно пострадал. С начала года все рынки они потеряли в той или иной степени и думают, как адаптироваться. Естественно, идёт экономия на праздновании. Она, кстати, не только у компаний, мы на уровне городов дискутируем — проводить ли торжества, ставить ли ёлки и так далее. Компании ведут себя примерно так же. Соответственно, это сказалось. Вот ресторанному бизнесу нужно исходить из того, что корпоративный сегмент — он существенно уменьшился.
Впрочем, новогодние праздники — хотя и существенная статья доходов для любого ресторана, но ставки на то, что касса будет зарабатываться только в этот период, быть не может. Ресторан изначально настроен на то, чтобы получать операционную деятельность в любой период, в том числе в низкий сезон.