Куда катится авторынок: откуда у петербуржцев интерес к битым авто и к чему это приведёт?
Пожалуй, автомобильный рынок можно считать самым одним из самых страдающих от всего происходящего в российской экономике. Еда, одежда, парфюмерия — всё заменяемо. В машине запчасти тоже меняются на аналоги, но и их, как уже писал 78.ru, зачастую просто нет — особенно по части «кузовщины»: фары, капоты, бампера в дефиците. А учитывая, что, согласно опросам, машины есть у 64% россиян (у 19% — больше одной), в то время как десять лет назад доля была ниже на 17 п. п. (47%), можно обрисовать масштаб проблемы. К хорошему ведь быстро привыкаешь.
Эксперты пророчат России в автосфере путь Кубы — заповедника американской и советской классики с подержанными корейцами по цене новых BMW — и расцвет такой индустрии, как рефёрбишмент — восстановление запасных частей. Раньше, как говорил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, «мы были очень богатые, очень клёвые и крутые, и нам было проще купить новое, чем восстанавливать старое». Новая же реальность диктует свои правила — осознанного потребления и разумных трат. Но надолго ли сохранится этот тренд?
Дорого и небогато
86% автовладельцев — будущих и настоящих — уверены, что сейчас цены на новые автомобили слишком высоки, говорят эксперты группы «Ренессанс-Страхование». Поэтому, меняя машину, свыше трети покупателей (36%) смотрят в сторону подержанных экземпляров, 16% закрывают при этом глаза на прошлые «грехи» (участие в ДТП). Количество «бывших» (сколько владельцев было по ПТС) важно всего для 24% автолюбителей.
Важная деталь: 74% опрошенных изучают историю транспортного средства по сайту ГИБДД и отчётам специальных сервисов. Ссылки на их скачивание есть на сервисах объявлений, также их великое множество в открытом интернет-доступе либо за небольшие (около 200 рублей) деньги. Однако с полученными данными следует быть внимательным и аккуратным, сообщил 78.ru член правления Союза автосервисов РФ, заместитель главы «Автокомплекс Евроа́вто» Илья Плисов. Оказывается, отчёт нельзя считать независимым.
— Мы являемся поставщиками этих данных, называются они «Автокод» и «Автотека». Они агрегируют данные с разных ресурсов, отдают в «Авито», «Авто.ру» и всякие подобные. Там есть целый ряд нюансов. Самый ключевой — вы, как владелец, который видит при продаже, что вам пометили «кузовной ремонт», вы можете позвонить в «Авито», сказать: «Вы зачем мои данные даёте?» — и они всё быстро уберут. И учитывая, что нет никакого закона, «Авито» позвонит сначала в «Автотеку», а те позвонят нам, и мы не имеем права ничего сделать — просто удаляем данные. Таким образом можно «обнулить» счётчик ДТП, — пояснил эксперт.
При этом в пресс-службе «Авито» опровергли работоспособность этой «схемы».
— Данная информация не соответствует действительности. У нас строгий контроль за инвалидацией данных. Мы не удаляем данные по первому требованию владельца. Сперва мы проводим проверку и только если находим ошибку, мы корректируем данные на правильные, — заявили в компании.
Ёжики плакали и кололись, но продолжали есть кактус — петербуржцы ахали и ругались, но покупали повидавшие виды автомобили. Об этом говорят данные «Авито» за период с августа по конец октября: продажи иномарок с пробегом в Северной столице и 47-м регионе выросли на 30% по сравнению с показателями предыдущего квартала, по стране — на 40%. Отметили аналитики рост интереса к «бэушкам» на 2% и в сравнении с 2021 годом.
— На долю иномарок пришлось 87,1% от всех продаж автомобилей с пробегом в регионе за III квартал, — говорится в релизе.
В топ-5 пользующихся спросом в регионе иностранных марок вошли Volkswagen, Kia, Ford, Hyundai и Mercedes-Benz. При этом среди выставленных на продажу иномарок большая часть это Ford Focus, на втором месте Volkswagen Polo, на третьем Hyundai Solaris, далее идут Skoda Octavia и Kia Rio. После них — BMW 5-й серии, Mercedes-Benz E-класс, BMW 3-й серии и Volkswagen Tiguan. Судя по этой информации, потребности не идеально совпадают с возможностями, хотя и близки к этому.
Четыре столпа авторынка
Россия в разы увеличила импорт подержанных автомобилей, заметно сократив ввоз новых иномарок: доходы населения падают, самих машин — в обрез, и те дорожают, передаёт «Коммерсантъ» со ссылкой на «Автостат». Зато привозы из других стран растут — на том часть автолюбителей и держится.
Японские авто и раньше достаточно массово ввозились в РФ, но цифры держались на уровне 11-12 тыс. единиц, даже на фоне сложившегося в 2021 году из-за нехватки чипов дефицита. А с июня поставки начали расти — до 23 тыс. штук в августе. Всё из-за сокращения на 60% за последние девять месяцев рынка новых транспортных средств.
В эту же категорию можно отнести машины, купленные на аукционах, в том числе зарубежных.
— Сегодня б/у машины из-за рубежа вновь стали привлекательны, потому что цены на машины здесь достаточно велики — включая российских производителей и китайских, машины которых вполне себе выглядят забавно, напичканы электроникой, но совершенно неизвестны. Люди хотят более привычные, может быть, при этом более простые и надёжные машины покупать. В том, что люди готовы мириться с битыми машинами — да, они идут на компромиссы, потому что, во-первых, они пытаются понять, насколько она была бита. Хотя продавцы часто очень сильно их обманывают. Почему машины покупаются на аукционах? Потому что где-нибудь в Америке или Европе починить машину — очень дорого. И естественно, этот ремонт осуществляется за половину от этой цены. Просто человеческий труд стоит других денег — хотя сегодня человеческий труд дешёвый компенсируется дорожающей краской, запчастями и прочим. Но тем не менее, ещё раз повторюсь: по-прежнему отремонтировать машину в России сильно дешевле, потому что человеческий труд у нас стоит сильно дешевле, чем в Китайской народной демократической республике, — подчеркнул вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр в беседе с 78.ru.
Только вот не все знают, что покупка битой машины на аукционе — это лотерея. Визуально повреждения видны, а внутренние «травмы» у перевёртыша или авто даже после несильного лобового удара может представлять себе только профессионал. А проблемы могут возникнуть и с коробкой, и, если это внедорожник, с раздаткой или карданом. Но наши люди идут на риск: это экономия. И риск иногда оправдан.
— Если бы все только попадали на этом впросак, если бы хороших результатов не было, то была бы цепная реакция отказов от покупки такой бэушки и такой машины на аукционах. Так как это лотерея — там из трёх машин только одна может быть с открытыми повреждениями и проблемами, а может быть, даже меньше. То есть понятно, что все идут на этот риск только чтобы сэкономить и получить вместо китайского автомобиля всё-таки европейский или американский. Точно так же риски сохраняются с пригоном подержанных автомобилей — их выбирают, как правило, посредники, и сегодня интернет нам может помочь в этом. Но посредники иногда подталкивают людей к более дешёвым автомобилям или которые им удобно пригнать, и не всегда это лучше. Но, слава богу, интернет у нас есть, и все машины европейские и американские можно там увидеть и, по крайней мере, самим подробно посмотреть и комплектацию, увидеть цену, состояние и какое-то описание. В этом есть свои плюсы. И пробег, конечно. Вот это мошенничество 1990-х годов — сегодня с ним сложнее. Покупатель более продвинут, он может это сделать, — констатирует вице-президент НАС.
Второй жизнеспособный вариант автомобилеоборота — новые китайцы. Им принадлежит наибольшая доля (67%) импорта.
— Успешные Китай и Корея нас снабжают. В прогнозах «Автостата» они вполне себе замещают те автомобили. Вместо BMW и Mercedes — пожалуйста, Geely, Huawei — названия, которых я никогда не слышал, прямо даже к сожалению. И они сюда прекрасно вписались. Так что сказать, что мы останемся совсем без машин нельзя — мы просто удивимся, что мы на других машинах, — прокомментировал перспективы Илья Плисов из Союза автосервисов России.
Третий столп — отечественный автопром. Кому-то это словосочетание набило оскомину, а кто-то вполне нормально относится к последним моделям, выпущенным в РФ. Тут, как считает Ян Хайцеэр, главное не откатиться в развитии лет на 30-40 назад.
— «АвтоВАЗ» под руководством Renault-Nissan замечательные выдавал, вполне себе удобоваримые автомобили, и они были очень любимы народом. А сегодня мы возвращаемся к «АвтоВАЗу» такому, из конца 1980-х, начала 1990-х. Но возвращаться к этому не хочется. Будем надеяться, что опыт, приобретённый «АвтоВАЗом» под руководством французов, он не прошёл даром, и всё-таки будут какие-то более современные методы работы, подхода, и всё это не разрушится в один миг и не разграбится, и «АвтоВАЗ» не станет бесконечно дотационным предприятием, коим был раньше, — заявил он, отметив, что пока предприятие всё равно держится в том числе за счёт государственных вливаний.
Впрочем, есть и пятый столп — ВИП. Вокруг него — люди, у которых есть желание ездить на том, на чём хочется. И главное — есть деньги на эти желания.
— Вот смотрите, я привык есть бутерброды с чёрной икрой. И вот так привык за последние 20 лет, что не могу день начать и закончить без бутерброда с чёрной икрой. Просто утром в два слоя, а вечером в один слой и с вкраплениями красной. И тут мне говорят: больше икры не будет. Я говорю: «Почему?» — «Ну потому что мы не гарантируем, что она будет качественная». Я говорю: «Слушайте, я 20 лет ел из этого места икру, так всё и останется». Я очень хочу чёрную икру, привык к ней. Тем более, что с каждым годом она становилась всё лучше и лучше, а то, что вы будете мне подсовывать икру минтая — она не очень современная и не очень вкусная. Пусть я без гарантии буду покупать и есть чёрную икру, к которой я привык. То есть я принимаю риски на себя. И если в моём Gelandewagen, S-классе, А-8, А-7, Volkswagen, Bentley, Rolls-Royce, всё что угодно, и так далее, что-то сломается, то: а) у меня есть подменный автомобиль и б) у меня есть средства для того, чтобы отремонтировать его. Но я буду ездить на том, на чём я привык и хочу, — отмечает Харцеэр.
Эксперт уверен, что будет категория людей, которая будет пользоваться этой моделью. А другая категория водителей, которая ездила на автомобилях среднего или чуть ниже среднего класса, — она уже садится и будет на китайские машины, потому что на них есть гарантия — такое вот распределение по возможностям и по потребностям.
Доколе?
Вопрос не в том, что на рынке складывается дефицит транспортных средств, а в том, сколько эти транспортные средства стоят, говорит глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов. Сейчас можно купить машину — не вопрос. Вопрос в цене: те автомобили, которые вчера стоили до 1 млн рублей, сегодня стоят по 3-5 млн — например, та же Lada Vesta. И основная проблема и причина расцвета «вторички» на автомобильном рынке как раз в этом.
— Битый автомобиль может привлекать интерес как раз таки потому, что его стоимость ниже. И если у человека есть определённый навык этот автомобиль восстановить и сделать из него приличный небитый — скорее всего, сейчас он этой возможностью воспользуется. Если говорить об окончании санкций и возврат экономики в прежнее русло — тут сложно прогнозировать, в первую очередь потому, что я, честно говоря, не помню, чтобы на авторынке цены существенным образом откатывались назад. То есть мне кажется, что дешеветь транспортные средства вне зависимости от происходящего не будут. Соответственно, тенденция к тому, чтобы покупать подержанные транспортные средства и каким-то образом битые для восстановления — она сохранится, — считает автоэксперт.
И это, добавляет собеседник, не разумное потребление — это безвыходность. При разумном потреблении можно покупать новые транспортные средства, утилизируя старые, сдавая их на металл и переработку и так далее. Здесь же вынужденное разумное потребление и вынужденная экономия, и их сдует —лишь только появится возможность.