«Дом книги»: интриги, суды, амбиции и история культового здания в сердце Петербурга
К дате открытия — через череду переносов
Одно из самых роскошных зданий на Невском проспекте откроется в привычном петербуржцам формате книжного магазина через считанные дни — 12 ноября. Об этом 7 ноября рассказал (впрочем, не в первый раз) вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский. В ожидании этого дня вспомним о густой сети интриг, окутавших в своё время «Дом книги», борьбе субарендаторов с арендаторами, бесконечных переносах открытия и других, более спокойных, но не менее интересных фактах из истории здания.
Главный книжный магазин Петербурга был закрыт с 21 марта: в этот день из здания на Невском проспекте, 28 стали вывозить книги, сувениры и прочие товары. Ещё за полтора месяца до этого, в начале февраля, Борис Пиотровский заявил, что обновлённый книжный магазин откроется после ремонта и тотальной «перезагрузки» уже 14 мая. Позже вице-губернатор анонсировал открытие Дома книги 9 мая, в день рождения Петра I, заявив, что посвящённые этому событию торжественные мероприятия станут частью праздничной программы.
Прогнозам этим, к сожалению, не суждено было сбыться. 18 апреля арбитражный суд СЗФО постановил приостановить ремонтные работы в помещении. Открытие магазина было отложено на начало осени текущего года. И только 13 июля Пиотровский анонсировал начало ремонта в здании Дома книги.
Но не выделиться было невозможно. Изначально в одном из трёх проектов, разработанных Павлом Сюзором, предполагалось строительство ротонды на углу здания — но этот проект заказчик не согласовал. А вот идея возвести купол со сложной скульптурной композицией и стеклянным глобусом ни законам, ни желаниям руководства компании не противоречила и получила «зелёный свет». Именно благодаря этой композиции и без того высокое здание было видно издалека.
На момент постройки дом компании «Зингер» стал самым высокотехнологичным зданием в городе. Роскошные лифты в здании оказались первыми лифтами Петербурга. Кроме того, впервые в городской архитектуре Петербурга было построено здание с атриумами — внутренними дворами под стеклянной крышей. Среди других невероятных новшеств были также система очистки крыши от снега с помощью пара, эстетичные водосточные трубы, вмонтированные в стены, и встроенные сейфы немецкой разработки. Не всем здание было по душе: многие считали его слишком вычурным и безвкусным. А вот Александр Бенуа сравнивал его башню с флаконом духов. Тем не менее, представить себе сейчас Невский проспект без Дома Зингера невозможно: его эффектный фасад стал одной из визитных карточек города.