Скотчремонт или угнать у соседа: чего ждать петербуржцам из-за закрытия автосервисов
Почти 150 станций техобслуживания закрылось в Петербурге за последние месяцы. Причины — во-первых, в нехватке денег, во-вторых — запчастей. С первой частью вопроса всё ясно, хотя он и более сложный и комплексный. С тем, чтобы у населения хватало средств и не приходилось жертвовать прежними благами ради сохранения прежнего уровня жизни, разбираются экономисты. Со вторым, вроде бы, ещё летом разобрался Минпромторг: в конце июня был подписан закон, легализующий параллельный импорт в России. С августа процедура начала работать — правда, возврата прежнего уровня цен, скакнувших в начале года из-за курса валюты, а потом и из-за санкций, не произошло.
А тут выявилась и третья проблема: сложнее стало производить кузовной ремонт именно дорогих иномарок, потому что не хватает фар, бамперов и крыльев.
Причём раньше самым сложным в организации параллельного импорта был не поиск поставщика, готового отправить те или иные детали в Россию, и даже не разрешение правообладателей, а организация сертификации данных товаров. Но подписанное в марте этого года главой правительства Михаилом Мишустиным постановление упростило порядок сертификации запасных частей для оборудования, используемого на территории РФ. В сентябре нормативный акт продлили — и всё равно что-то не складывается. Новые пути дистрибуции потребности рынка не покрывают — по крайней мере, пока.
Запчастей нет, денег нет
Такая тенденция может породить волну автокраж. И более того, статистику об этом, отмечает в беседе с корреспондентом 78.ru вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, уже обнародовали страховщики.
— Угоняют две категории автомобилей: первая — самые простые машины, которые востребованы в том числе в такси. Это Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, Ford Fiesta, Lada Granta. Skoda — в меньшей степени. И вторая категория — это машины, которые востребованы у потребителей на первичном и вторичном рынке. Это, например, Hyundai Palisade, Santa Fe — кроссоверы. Которые на рынке присутствуют, конечно, ещё — последние остатки. Малю-ю-юсенькие партии. Но их скоро не будет. И такие машины угоняются. Не разбираются — угоняются в Казахстан в контейнерах, там, соответственно, перебиваются номера, и дальше они уезжают в Россию как машины уже из Казахстана, с казахскими документами. И это большая проблема, — подчёркивает представитель НАС.
В такой ситуации лучшее, говорит эксперт, не покупать машины из Казахстана вообще — никакие и никогда. Нет спроса — не будет и предложения. А кроме того, это убережёт автовладельца и его немалые деньги от риска.
Но также угонов станет больше ещё и в том случае, если страховые компании продавят использование б/у запчастей в системе ОСАГО, считает Антон Шапарин. И тогда — жди беды.
— Это будет фатальный удар по России с точки зрения роста преступности. Мы станем мировым лидером по количеству угонов. Этого делать просто, просто нельзя! И им всё равно, — возмутился собеседник в беседе с 78.ru.
Уйти от налогов и с глаз клиентов?
Что же до закрывающихся СТО — то, считает Шапарин, в этом деле всё не так плохо складывается — по крайней мере, для потребителей.
— Автосервисы просто уходят в тень откровенную. Потому что в нынешней ситуации у людей не хватает денег сильно, люди стали экономить на обслуживании автомобилей, люди не выдерживают тех цен, которые были. При этом снижать их практически невозможно — из-за того, что стоимость сотрудников не снизилась, стоимость аренды помещений не снизилась, выросли расходы на электричество и всё остальное. Выросли налоги. В таких случаях предприниматели часто делают финт ушами: они прекращают платить налоги и уходят в серый сегмент. Потому что только так вывозят по экономике. Это первое. Второе: таким образом они снижают риски судебных разбирательств во многом. Из-за некачественных запчастей, некачественного ремонта и всего прочего. Этого сейчас достаточно много, любой автосервис оказался в ситуации, когда он может купить запчасти, может купить масло, а позже внезапно окажется, что оно поддельное. И проверить это сейчас практически невозможно. Так что риски для автосервисов выросли очень сильно, — предполагает Антон Шапарин.
Между тем член правления Союза автосервисов России, замдиректора «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов уточнил для 78.ru: по данным 2GIS, на самом деле в Петербурге закрылось свыше сотни автосервисов. Однако сказать, что это произошло именно в последние восемь месяцев, точно нельзя.
— Действительно, те сервисы, которые были на карте для нескольких крупных городов, они исчезли. А для некоторых их стало больше. Это может быть связано с закрытием самим по себе, а может быть связано с тем, что 2GIS проводил какую-то работу, и, предположим, они закрылись за последние два-три года, а только сейчас переобновили базу. Потому что они приходят вживую, спрашивают: «Вы работаете?», уточняют контактную информацию, уточняют время работы. Поэтому вот это изменение — оно могло произойти не за год, а за два года, — предположил представитель Союза автосервисов.
Не согласен он и с тем, что автосервисы начали уходить в тень. Потому что одно дело уходить от налогов, другое — уходить с глаз клиентов.
— Если вы перестали появляться на глазах клиентов — на «Яндекс. Картах», на 2GIS, то вам нечего будет выводить из-под налогов, у вас клиентов не будет. Поэтому, я думаю, эта версия несостоятельна, — считает он.
Что касается закрытия сервисов, то причина может быть иной, считает Плисов. По его словам, за последние годы довольно сильно, особенно в столичном регионе, изменилась ситуация по промышленным зонам. Нахождение сервисов в жилых кварталах технологически невозможно. Между тем строительство шло, идёт и будет идти, судя по последним тенденциям, прежними темпами. А новые кварталы строят в большинстве случаев без возможности размещения СТО — по сути это промышленное предприятие, нужны большие площади и соответствующее назначение помещения. Вот ремонтники и вытесняются дальше и дальше.
— Промзоны начали закрывать, и некоторые закрытия — я точно знаю — они связаны с тем, что промзоны закрываются под жиличку. Нужно или покупать, или брать в аренду недорогие площади — а автосервис не может зарабатывать большие деньги. И бывает, что их вытесняют оттуда, и они уходят, потому что назначение земли поменяли, и там уже строятся какие-нибудь прекрасные кварталы, бизнес-центры и жиличка, — размышляет эксперт.
Вива Куба?
Сходятся специалисты в одном: потребность в автосервисах, даже при учёте отъезда из страны в последние восемь месяцев некоторого количества автовладельцев, а также того, что не хватает запчастей, будет сохраняться. И даже больше: решение найдётся, да не одно.
— У нас какое-то количество автомобилистов из страны уехало — я, кстати, не уверен, что большое, — потребность будет расти. Потому что на фоне дефицита новых автомобилей, а он тотальный, людям придётся ремонтировать старые машины. Куба тому пример. И сейчас отрасль восстановления запчастей будет себя очень хорошо чувствовать. Потому что если недоступны старые, мы будем восстанавливать новые, где это возможно. Часто это возможно, на самом деле: в мире есть огромная индустрия рефёрбишмента запчастей, которые были восстановлены и продаются как новые, — заявляет Антон Шапарин.
Илья Плисов, помимо того, что не видит поводов для переживаний ввиду закрытия даже 10-15% автосервисов, предлагает совершенно незатратный вариант сохранения нервов и денег: быть аккуратнее к тому, что имеем.
— Ездите аккуратно! Не бейте свои автомобили! Мы ввели такой хештег: #скотчремонт. Рекомендуем, потому что придётся полгода отъездить с заклеенной фарой, бампером. Применяйте всевозможные старания, чтобы не стукнуться ни обо что. Колодки, масло, — всё поменяем, всё с ними хорошо, а вот фару или капот можем не привезти долго, — говорит он.
Так что в ближайшие месяцы водителям придётся быть особенно бдительными: зима, транспорт в Петербурге переживает свои реформы — с этим тоже проблема. Лучше перебдеть, снизить скорость, взять дистанцию побольше до впереди идущей машиной, лишний раз пропустить другого водителя. Иначе — или ездить без бампера, если не чего похуже, или пешком ходить, да не неделю, как раньше, а все пару месяцев. И чем дороже машина, тем дольше будет расставание с ней.