Свято законсервированное место: что происходит с автопромом в Петербурге и Ленобласти?
Крупный китайский автопроизводитель Great Wall Motor на днях объявил о начале продаж в РФ двух моделей внедорожников премиального бренда Tank. Они, как считают в компании, должны стать потенциальными конкурентами японской Toyota Land Cruiser. По словам участников рынка, за последнее время количество дилерских центров, торгующих новыми автомобилями из Поднебесной, увеличилось в Петербурге, как в целом по стране, в два раза.
Между тем, на петербургском заводе Toyota (ООО «Тойота Мотор») в ноябре—декабре этого года намечены массовые сокращения персонала. После чего площадку, проработавшую в городе 15 лет, возможно, выставят на продажу. Также японская Nissan («Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус») передает свои российские активы в Ленобласти Минпромторгу России (ФГУП «НАМИ»). На консервацию отправлена и площадка в Петербурге южно-корейской Hyundai («Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»). Не исключено, что она, как и в случае с Toyota, отправится на продажу, а сами мощности могут быть, предположительно, перебазированы в Казахстан.
78.ru опросил экспертов, почему, несмотря на резкий рост продаж китайских машин, производители из Поднебесной не хотят занимать пустеющие в городе ниши и найдутся ли на них претенденты в принципе.
Выросли в 2—2,5 раза или …
Как рассказал руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов, по сравнению с началом этого года к третьему кварталу как в России в целом, так и в Петербурге, произошло серьёзное перераспределение долей продаж новых автомобилей в пользу китайских и отечественных производителей.
— Если раньше в начале этого года на тех же «китайцев» приходилось 9-10%, то теперь в целом по стране это 27%, в Петербурге — 35%, а в Москве и все 50%, — сказал, в частности, Азат Тимерханов.
«Россияне» в целом по стране смогли увеличить продажи с 20—21% в первом квартале 2022-го до 40% к настоящему времени, где 39% — это Lada (по Петербургу с 10% до 19% соответственно).
— Таким образом, на отечественных и китайских производителей сейчас приходится порядка 70% рынка, он вырос в 2—2, 5 раза, — пояснил эксперт.
Согласно данным аналитиков агентства, в первом квартале топ-5 марок автомобилей для Петербурга и Ленобласти выглядел следующим образом: KIA, Hyundai, Renault, Lada, Volkswagen. Теперь в «пятёрку» попали: Lada, KIA, Chery, Haval, Geely.
…в целом рухнули?
Как подтвердил директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов, продажи китайских и отечественных автомобилей действительно выросли. При этом «китайцы» стали массово раздавать франшизы на открытие своих новых дилерских центров. С начала года число таких предприятий увеличилось в Петербурге вдвое.
— Рост произошёл на фоне ухода западных автопроизводителей. Но здесь важно понимать другое: те же китайцы на фоне спроса не стали поставлять нам больше машин, чем изначально планировали. Это и благоприятствует удерживанию высоких цен. Так, если потребность россиян оценивается в год в 2 млн автомобилей, то в 2020 году их было продано 1,6 млн, в 2021-м — 1, 5 млн. То есть, рынок сужается, — пояснил Игорь Седов.
По оценкам Азата Тимерханова, рынок по сравнению с прошлым годом просел на 60%. Такие же цифры приводят и в пресс-службе ГК «Автодом».
Как разъясняют участники рынка, на фоне этого падения производители, которым выгоднее заниматься доставкой и провоцировать дефицит, пока и не торопятся занимать высвобождающиеся ниши.
— Что касается «китайцев», то они откровенно и спекулятивно пользуются моментом. В существующих условиях они отлично обходятся без производств в России. Есть и ещё одно обстоятельство: никто не может гарантировать, что та же Toyota через пару месяцев или лет не объявит о своём возвращении. В этих условиях строить свои мощности крайне рискованно, — поделился на условиях анонимности один из собеседников.
От себя отметим, что в пользу такой версии может свидетельствовать опцион в сделке по Nissan, предусматривающий возможность для компании обратного выкупа своей доли в течение ближайших шести лет. По аналогичной схеме состоялась передача под контроль государства доли Renault в Москве на заводе «АвтоВАЗ». Там теперь собираются производить «москвичи».
В условиях неопределённости
Как предполагает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, для всех крупных производств, которые расположены в том числе в окрестностях Петербурга, периодом принятия решений будет декабрь.
— Компании взвешивают про и контра. Нельзя просто повесить замок на завод, его надо содержать, оплачивать зарплату в период простоя, отопление, электричество, охрану, то есть поддерживать завод в режиме горения, это всё стоит денег. Дело в непонятности перспектив, и вот в этой непонятности «корейцы» уже давно рассматривали разные варианты развития событий, — поясняет он.
Примечательно, что, по данным источников 78.ru, руководство Hyundai теперь уже, предположительно, рассматривает вариант с перебазированием мощностей в Казахстан.
— Hyundai консервирует производственную площадку, но, по всей видимости, продолжит ввозить автомобили. Корейцы вряд ли пойдут по пути японских Toyota и Nissan. Их страна встала на путь санкций, чего нельзя сказать о Южной Корее, — рассуждает Азат Тимерханов.
Надо ли импортозамещаться?
Примечательно, что Nissan теперь некоторые эксперты прочат судьбу Renault в Москве. Но далеко не все аналитики и участники рынка считают, что надо делать ставку исключительно на импортозамещение в отрасли.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр подозревает, что с «обновлённого» конвейера Renault теперь начнёт сходить именно электротранспорт, но для государственных нужд.
— Надо понимать, что электротранспорт собирать проще, дешевле. Видимо, история с «Москвичом» — это тайна, чтобы сделать нам неожиданный подарок. Как будут собирать двигатель внутреннего сгорания — это тоже тайна. Возможно, в новые автомобили воткнут двигатель «Оки». Прежнее производство, где производились автомобили Renault, совершенно не подходит. Что касается других производств, у нас есть электрический производитель, который рапортовал о выпуске пяти новых автомобилей, но это, скорее всего, для муниципальных нужд и в пределах крупных городов, Петербурга и Москвы, — эмоционально высказался Ян Хайцеэр.
В пресс-службе ГК «Автодом» настаивают: у российского автопрома не стоит задача полного импортозамещения.
— Предположительно выпустить свой продукт с локализацией в 40% можно за три-четыре года, достичь большей доли отечественных деталей, например, на две трети, может получиться к 2030 году. Для этого нужно готовить специалистов, налаживать выпуск собственных комплектующих, в том числе наиболее важных узлов — коробок передач, моторов, микрочипов, — подчёркивают там.
Основатель клуба автолюбителей «А 24» Денис Шубин уверен, что, чем быстрее «москвичи» начнут собирать, тем будет всем лучше.
— Будет здорово, если у нас начнут собирать чем дешевле, тем лучше хоть китайские машины (на «Москвиче»), населению нужны седаны с ценой не более миллиона, — отметил он, в частности.
Азат Тимерханов с термином «бюджетный автомобиль» предлагает попрощаться, с тех пор как машины перестали стоить 300—500 тыс. рублей.
— Правильнее говорить теперь — популярная машина. И опять же не стоит говорить о том, что большинство из них раньше производилось в Петербурге и Ленобласти. И тогда, и сейчас всё-таки в этом плане первенствует АВТОВАЗ, где их выпускают до сих пор, — поясняет он.
Кто всё же на новенького?
Как подчёркивают большинство собеседников, приход новых игроков возможен, но для этого должна наступить хоть какая-то стабильность и экономическая определённость. Со знаком «плюс» или «минус» это будет — другой вопрос.
Азат Тимерханов считает, что ожидать новичков можно не ранее следующего года. Он напоминает, что ранее раньше сообщалось о возможном приходе на российский рынок иранских компаний — Iran Khodro и Saipa.
— Здесь не исключен вариант как с поставками, так и с локализацией. Также это могут быть компании из Юго-Восточной Азии (Вьетнам) и Индии. Среди популярных китайских брендов на нашем рынке особо выделяются Chery, Haval, Geely. Если у Haval есть завод в Тульской области, а у Geely — в Белоруссии, то Chery поставляет машины из КНР. Поэтому у последней марки может возникнуть интерес к высвобождающимся площадкам, в том числе и в Петербурге, — рассуждает он.
В пресс-службе ГК «Автодом» также заявили об интересе к российскому рынку производителей из Ирана. Аналитики компании полагают, что в сегменте седанов стоимостью до 1,5 млн рублей иранские бренды при своих характеристиках могут составить серьёзную конкуренцию российским автомобилям при условии локализации сборки в РФ. Примечательно, что в Иране эти машины в пересчёте на рубли стоят существенно дешевле, чем в России.