Наценкам нет предела: как в Петербурге обстоят дела с экипировкой для мобилизованных
Призванные в рамках частичной мобилизации военнослужащие, как это ни прискорбно отмечать, испытывают сложности с покупкой снаряжения и экипировки. Термобельё, тактические перчатки и носки, подшлемники, спальные мешки, препараты и медицинские изделия резко выросли в цене. То, что пару недель назад стоило условную тысячу рублей, сейчас можно найти за 8-10 тысяч, и то — с трудом.
Можно много говорить о свободе предпринимательства и праве продавца назначать любую цену на товар. Но меру знать тоже надо. Именно поэтому Генеральная прокуратура совместно с Федеральной антимонопольной службой и Минпромторгом организовала проверку на предмет завышения цен на продукцию, востребованную в рамках мобилизации со стороны производителей, поставщиков и розничных магазинов, включая интернет-торговлю.
Тем временем в магазинах паника: нехватка всего. Товара очень мало. В обычном магазине тактического снаряжения Северной столицы на полках — вещи для любительского туризма. А экипировку посерьёзней разобрали всю, рассказал администратор торговой точки Константин Капралов. Впрочем, добавляет он, хотя бы народу стало поменьше.
— Вот то, что было 21, 22, 23 сентября, вот эти три дня. 21-го у нас открылся магазин в 11, тут такое! Человек 50 внутри стояло, ещё столько же снаружи, — вспоминает сотрудник магазина.
В дефиците тёплые вещи, спальники, вместительные рюкзаки, аптечки. Когда будут новые поставки — неизвестно.
— Вот вчера на сайт выставили медицину. Начиная с двенадцати ночи до пяти утра куча заказов, которые на самовывоз. Сейчас будем собирать, будут приходить и забирать, хотя бы уже уверены, что их это будет ждать, а не как обычно: они сюда едут и уже ни-че-го нет, — отмечает Константин.
В том, что происходит на рынке военного снаряжения, пытаемся разобраться вместе петербургскими поисковиками — они-то знают и надёжные магазины экипировки, и динамику цен. Руководитель поискового отряда «Ягуар» Андрей Журавлёв, к примеру, становился свидетелем ситуаций, когда покупателям приходилось уходить ни с чем.
— Нашёл последний рюкзак, я его забронировал. Пока я оформлял заказ, подходило несколько ребят, которые только открывали рот для вопроса, продавец им отвечал: «Рюкзаков, ременно-плечевых систем, подсумки, пояса, что-то ещё, что ходовое — их нет», — отмечает он.
А Алиса Салахова, зампредседателя общественной межрегиональной историко-патриотической поисковой организации «Доблесть», может помочь с покупками — и делает это.
— Понятное дело, что поисковики — они в принципе знакомы с условиями неквартирного пребывания. Мы себе чётко представляем, что может понадобиться — вне зависимости от того, какая боевая задача будет поставлена. Когда ребята стали уходить сейчас по мобилизации, мы решили им помочь собраться, понятно, что всё сам не купишь, — говорит она.
Мониторим официальные сайты военных магазинов. На большей части товара висит табличка «нет в наличии». То, что ещё осталось — удивляет ценой.
— Вот, например тактические ботинки — хорошая удобная обувь, которая пригодиться каждому. Вот, например, вот эта модель стоила — ну округлим до 10 тысяч, а сейчас они стоят 22100, — заявляет поисковик.
Вадим Егоров — волонтёр. Он собирает гуманитарную помощь для гражданских и военных в зоне спецоперации.
— Есть общевойсковой бронежилет 6Б 45, который до спецоперации можно было найти за десять, с полным комплектом плит, кевларом. Сейчас его в лучшем случае можно купить тысяч за 50. Самая высокая цена, которую я видел, это было в первые дни частичной мобилизации — около 150 тысяч, — рассказал активист.
После резонанса в социальных сетях антимонопольная служба начала проверку магазинов военной экипировки.
— ФАС поручила территориальным управлениям усилить контроль за ценами на армейскую экипировку и другую продукцию армейского предназначения. Эта работа направлена на защиту граждан от необоснованного роста стоимости таких товаров. Служба будет незамедлительно реагировать на нарушение антимонопольного законодательства, — рапортовала на днях Жанна Караганова, начальник управления общественных связей ФАС РФ.
Но если официальные торговые площадки прислушиваются к требованиям антимонопольщиков — просто товаров на прилавках не найти, то частному продавцу никто не указ.
— Появились те же самые перекупщики, которые, видимо, просто держат нос по ветру — вложили какие-то свободные деньги с целью заработка своего, — возмущается Алиса Салахова.
Наценкам предела нет. Кому война, а кому — мать родна.
— Есть вот Rhino аптечки, они стоили около 2500, сейчас стоят 15 и выше. По этой причине лучше аптечки собирать самому. Самое важное — купить жгуты, купить турникеты, гемостатики и прочее, — советует Вадим Егоров.
Руководитель поискового отряда «Ягуар» Андрей Журавлёв в свою очередь сообщает, что и самостоятельно медикаменты собрать непросто.
— Я столкнулся с тем, что нет элементарных жгутов, ни Эсмарха, ни Альфа. Но в итоге, слава богу, мы нашли данные жгуты в «Военторге». Но, опять же, если говорить о жгуте-турникете, который идёт из аптечки тактической медицины, его в «Военторге» уже раскупили, — говорит он.
На сайтах объявлений найти всё нужное не проблема. Проблема — всё та же: тактический набор из рюкзака, простейшей экипировки и уже собранной аптечки стоит 17 тыс. рублей.
— Теплоид, аварийное одеяло, жгут-турникет, который всех сейчас так интересует, бинт, пластырь, ножницы, пинцет. Ну, она укомплектована, можно доукомплектовать, если надо, — рассказал продавец набора.
Ещё в начале сентября подобный набор обошёлся бы максимум в 6-7 тыс. рублей. По телефону продавец советует не медлить — его товар, хоть и с наценкой в триста процентов, очень быстро раскупают. Так редакция и поступила. Встреча была запланирована в спальном районе. Без конца озирающийся по сторонам молодой человек рассказывает: был магазин, товар спросом не пользовался, просто лежал на складе. Сейчас всё изменилось. Чего же не подзаработать.
— Спрос бешеный. Было 40 комплектов, осталось по мелочи.
— Это у вас на складе было?
— Да, был магазин, закрылся, на складе осталось. Сейчас вы по городу не найдёте нигде. Люди за бешеные деньги готовы по отдельности покупать.
На заводе в Стрельне производят уникальные гемостатические бинты, основанные на биополимере хитозан. Раньше в специализированных магазинах такой бинт продавали за 1,8 тыс. рублей. Покупали в розницу в основном охотники и экстремалы. Сейчас цена на сайтах объявлений около 3-4 тысяч.
— Сейчас наш бинт просто очень трудно найти. Мы весь наш объём, который производим, отравляем по госзаказу. Всё, что остаётся — распределяем: сначала на гуманитарную помощь, а потом уже в розничные магазины, — пояснил Дмитрий Васильев, менеджер по продажам завода по производству СИЗ.
Новый госзаказ от Минобороны совпал с объявлением частичной мобилизации. Мощности производства пришлось экстренно увеличивать. Сейчас на этом петербургском предприятии набирают сотрудников. Уже с первого ноября здесь будут работать в четыре смены, 24 часа в сутки.
После такой производственной мобилизации завод будет выпускать 180 тыс. бинтов в месяц. Но хватит ли этого — пока непонятно.
С другими позициями тактической экипировки ещё сложнее. Палатки, спальники и снаряжение шили если и в России, то преимущественно из польских и американских тканей. Сейчас на рынок активно пытаются выйти китайские компании. Говорят, качество приемлемое. Но где же отечественные, и в первую очередь петербургские предприятия?
— Их очень много, этих предприятий. Я уж не говорю про нижнее белье. Носки, трусы, флисовые кофты, я говорю о термобелье. У нас обувь шьют до миллиона пар в год. Вот это самое главное — что мы их не задействуем, — сокрушается депутат ЗакСа, председатель комиссии по предпринимательству Ирина Иванова.
На минувшей неделе на портале Объясняем.рф появилась информация о том, что мобилизованным не будут компенсировать затраты на покупку экипировки и аптечек. По словам представителей Минобороны, всё необходимое — выдадут.
Тем временем власти Петербурга, Ленинградской области и некоторых других регионов объявили об отмене новогодних праздничных мероприятий. Не будет концерта на Дворцовой, шествия на Невском и салюта. Как объяснили в Смольном, сэкономленные деньги пойдут на закупку дополнительного снаряжения для мобилизованных.