Как в Петербурге решают проблему с повально сломанными лифтами

12 окт, 03:10
Олеся Курдюкова
Каждый шестой домовый подъёмный механизм в Северной столице, согласно официальным данным, требует замены. Городской центр экспертиз показал, что изношены 49% из них – половина. На новые или ремонт старых нужны миллиарды. Где их найти?
Фото: unsplash.com

Когда в одном из петербургских домов сломался грузовой лифт, нагрузка на маленький подъёмник возросла так, что и он укатался практически до издыхания. Местная жительница Инна Синицына вспоминает: женщине с 16-го этажа как-то раз стало плохо — почти душу богу отдала, потому что врачи не могли затолкать в небольшую кабину каталку. Но это проблема, конечно, не одного дома — она приобретает общегородской масштаб. В Петербурге истекает срок эксплуатации у семи тысяч лифтов. Учитывая, что изношены почти половина, получается, что в ближайшее время нужно заменить каждый шестой.

Жилищный комитет Северной столицы запросил на эти цели дополнительные 6 млрд рублей. По техническому регламенту лифты, отслужившие 25 лет и более, должны меняться на новые. Дальше заводская гарантия на них не распространяется. Но четверть века — далеко не всегда предельный возраст для замены.

— Если финансовые возможности эксплуатанта или управляющей компании не позволяют произвести замену лифтов в установленные сроки, то в этом случае происходит его освидетельствование и продление эксплуатации на год, но тогда необходимо провести все работы, — отмечает Константин Крохин, член Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ.

В Петербурге отслужившие своё подъёмники пытаются реанимировать как могут. Ещё в одном доме жителей давно пугает зловещий скрежет в шахте, что неудивительно — лифту больше тридцати лет.

— Бывают застревания. Дети-школьники застревают, в нашей парадной жильцы страдали от этого, — говорят люди.

Самый распространённый страх — у тех, кто ежедневно пользуется лифтом и слышит какие-то посторонние шумы, в том, что кабина просто рухнет. Но, как говорят эксперты, это очень, очень большая редкость. Даже если по какой-то причине оборвался трос, запас прочности которого в 12 (!) раз превышает грузоподъёмность, лифт удержат специальные механизмы — «ловители». Они прочно зажмут направляющие, закрепив кабину на любой высоте. А в нижней части шахты есть ещё и специальный буфер.

— Поступают такие сведения, что в том или ином здании упал лифт, но потом, при проведении проверок, как правило, выясняется, что это не падение, а срабатывание одного или нескольких устройств безопасности. Когда автомобиль попадает в аварию, у него срабатывают подушки безопасности, да, в этом случае бывает, что человек может получить некоторого рода травмы. Но основная задача выполняется — сохраняется человеческая жизнь. То же самое и на лифтах, — рассказал Лексей Зоточкин, замгенерального директора ассоциации «Лифтсервис».

Внеплановый ремонт сломанного лифта — ответственность управляющей компании. И если она не реагирует на обращения, то можно — и даже нужно — жаловаться в Жилинспекцию, Ростехнадзор, прокуратуру и администрацию района. Лучше сразу во все инстанции. Так быстрее всё исправят.

— Граждане не очень довольны такой ситуацией. Потому что фонд повышают из взносов, и люди не очень понимают, как это связано с качеством услуг и своевременной заменой, — говорит Никита Чулочников, президент ассоциации компаний по обслуживанию недвижимости.

Но в Петербурге есть не просто старые, а именно старинные лифты. Некоторым по сто тридцать лет — как в доме Елисеева. Ажурная решётка, сетчатое ограждение — шахта едва ли не произведение искусства. Она полностью сохранилась. Тогда, в 1892 году, лифт работал только на подъём. Кабину в советское время заменили. Сегодня можно и спуститься. Правда, внутри очень тесно.

Если не выделят дополнительные средства, о чём просит Жилком Петербурга, то список «ветхий список» пополнят лифты не только в домах-памятниках. Ведь по статистике каждый год в Северной столице заменяют примерно по 1,3 тыс. подъёмников — и этого недостаточно. К 2025-му работу многих из них, чей ресурс продлевался из года в год, придётся остановить.

Другое по теме