От тарифов на проезд до тревожных туалетов: интриги нового триллионного бюджета

21 сент, 13:09
Анна Федорова
После недели «нулевых чтений» контуры главного финансового документа города становятся всё более ясными, однако спорных вопросов пока немало. Дополнительные запросы чиновников потянули почти на девятьсот с лишним миллионов.
Фото: коллаж 78.ru: пресс-служба Петербургского метрополитена, Водоканала

Удастся ли сохранить «триллионные» темпы?

Петербург уже в текущем году впервые в истории заработает больше 1 трлн рублей. Такую цель Александр Беглов ставил ещё три года назад в ходе предвыборной кампании, однако достичь планки должны были лишь к 2024 году. Но в 2022-м в бюджет уже поступило 800 млрд рублей — более 90% от плана и в полтора раза больше прошлогоднего показателя. Секрет таких невероятных успехов в разгар геополитического кризиса и на фоне жёсткого санкционного давления в ходе нулевых чтений частично раскрыл замглавы УФНС по Петербургу Владимир Полежаев. Поступления от НДФЛ растут, но главным драйвером стал налог на прибыль организаций. Особенно постарались консолидированные группы нефтегазовых налогоплательщиков, только главный из них внёс в общую копилку 158 млрд, то есть пятую часть всех поступлений. Несложно догадаться, что речь идёт о переехавшем на берега Невы «Газпроме».

Но уже в 2023 году в УФНС ожидают снижения налоговых поступлений на 0,6%. По словам Полежаева, прогноз учитывает как санкционные последствия для автомобильного кластера, так и тот факт, что в будущем году главный налогоплательщик пришлёт меньше денег. Играет роль и то обстоятельство, что по налогу на прибыль в бюджет приходят авансовые платежи, так что текущее ухудшение показателей компаний уже налицо, но на размере отчислений отразится с определённой задержкой. О рисках снижения темпов роста доходов предупредил и губернатор на заседании правительства, призвав не расслабляться. Делать шаг назад неприятно даже после двух семимильных шагов вперёд, когда в течение двух лет налоговые поступления ежегодно росли примерно на 30%.

Фото: Bai Xueqi/globallookpress.com

В первом чтении депутаты будут рассматривать законопроект о бюджете на 2023—2035 годы в октябре. К финальной корректировке второго чтения наверняка придут свежие данные, которые позволят определиться с окончательными аппетитами на будущий год. Согласно плановым цифрам, доходы в 2023-м году должны были составить 978,7 млрд рублей, а расходы — 1,049 трлн. При этом делёж бюджетного пирога между комитетами и их приоритетными проектами и задачами в самом разгаре, а они запросили на ближайшие три года рекордные 923 млрд рублей сверх базовых сумм. 323 млрд из них приходятся на 2023 год. Все запросы удовлетворить не удастся, для этого пришлось бы завести ещё одного главного налогоплательщика, при этом за каждой суммой стоят конкретные идеи или объекты.

Грядёт ли великая стройка жилья?

Примерно шестая часть всех запрошенных дополнительно денег приходится на строительные аппетиты Комитета имущественных отношений. Согласно контрольным цифрам, на приобретение жилых помещений в собственность государственного жилищного фонда в 2023 году заложено 3,75 млрд рублей, в 2024-м — 3,58 млрд рублей, а в 2025 году — 8,41 млрд. В КИО хотят увеличить эти суммы на порядок, добавив 56,3, 56,6 и 51,6 млрд соответственно, то есть почти 165 млрд на ближайшие три года. Эти средства предлагается тратить в рамках программы «Обеспечение доступным жильём и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» и городского закона о жилищной политике. Поскольку в нём помимо льготников и людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, упоминается комплексное развитие территорий, заявленные суммы, похоже, связаны и с нашумевшими масштабными планами по части реновации.

Правда, маловероятно, что эти запросы утвердят в полном объёме. Уже в ходе нулевых чтений вопросы возникли к исполнению текущего бюджета. На данный момент КИО освоил менее трети денег, выделенных в 2022 году на приобретение жилья для льготников. Чиновникам пришлось оправдываться — квадратные метры дорожают слишком быстро, а строители перестали поставлять на рынок нужное количество квартир, подходящих для инвалидов и многодетных семей.

Подорожает ли проезд на метро до 70 рублей?

Рост тарифов на проезд в общественном транспорте — ещё один вопрос, который тесно связан с бюджетными показателями. Целый ряд СМИ в связи с нулевыми чтениями уже анонсировали якобы утверждённые цифры, в соответствие с которыми разовый проезд в метро с 1 января 2023 года подорожает с 65 до 70 рублей, а билет на наземный транспорт — с 60 до 65 рублей. Предполагается, что по «Подорожнику» поездки будут традиционно обходиться существенно дешевле — в 49 и 43 рубля соответственно.

Фото: пресс-служба Петербургского метро
Фото: пресс-служба Петербургского метро

В Комитете по тарифам предупредили о том, что журналисты поторопились, и на самом деле тарифы будут утверждаться позже, на основании данных перевозчиков и возможностей бюджета. Однако всё же вопрос тесно связан с размером субсидий, которые город сможет выделить «Петербургскому метрополитену», «Горэлектротрансу» и «Пассажиравтотрансу». Из этих средств предприятия компенсируют расходы, чтобы обеспечить более низкие тарифы. К уже заявленным суммам Комитет по транспорту дополнительно хочет получить 7,3 млрд рублей для подземки, 5,5 млрд для электротранспорта и 2,5 млрд для «Пассажиравтотранса». Решение вопроса о тарифах будет зависеть в том числе и от того, насколько город готов удовлетворить эти пожелания.

Удастся ли городу увеличить темпы строительства метро?

В последние годы из-за коллапса прежнего генерального подрядчика ОАО «Метрострой» строительство новых веток существенно замедлилось — город выделял заметно меньше средств, станции сдавались с опозданием и со скандалами. На этом фоне пугали сообщения о выходе ВТБ из состава учредителей нового генподрядчика — «Метростроя Северной столицы». Однако глава банка Андрей Костин в кулуарах Восточного экономического форума заявил, что такой вопрос в повестке не стоит. А вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников подтвердил, что в 2023 году на развитие подземки планируется потратить круглую сумму в 50 млрд рублей. При этом в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры дополнительную потребность по данному направлению не заявляли. По словам главы КРТИ Андрея Левакина, даже при таком раскладе к 2024 году городской метрополитен наконец-то прирастёт тремя новыми станциями — «Казаковской», «Путиловской» и «Горным институтом».

Дадут ли шанс петербургским дизайнерам?

В ходе ПМЭФ-2022 Александр Беглов анонсировал грандиозный проект поддержки петербургских дизайнеров, которым планируется предоставлять площадки на территории торговых центров. Предполагается, что местные предприниматели займут нишу, оставленную западными брендами. В августе Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле провёл первый конкурс по проекту «Петербургский дизайн» среди торговых центров. Ажиотажа он не вызвал, заявку прислал всего один участник, выставивший цену, близкую к максимальной — 87,1 млн рублей. Победитель должен предоставить три пространства площадью 800 кв. м каждое на территории Центрального, Приморского, Московского или Выборгского районов на расстоянии не более полутора километров от метро. Одновременно идёт отбор среди местных дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Пока сложно судить об успешности замысла. Площадки, согласно условиям конкурса, должны начать работать уже 1 октября. Тот факт, что конкурс среди ТЦ был признан несостоявшимся, внушает определённые опасения, осторожно о перспективах рассуждают и участники рынка, зато чиновники полны оптимизма. Глава комитета Кирилл Соловейчик в ходе «нулевых чтений» запросил на выставки-ярмарки местных дизайнеров в ТЦ дополнительные 100 млн рублей. Пока на эти цели в бюджете на 2023 год предусмотрено только 10 млн.

Станут ли туалеты безопаснее?

Не секрет, что в Северной столице не всё гладко с уличными туалетами. Обычно в этой связи мы вспоминаем то, что их просто не хватает. Но «нулевые чтения» выявили не самую очевидную на первый взгляд проблему безопасности. И речь вовсе не о микробах и вирусах, остающихся после немытых рук. Комитет по энергетике предложил добавить 36 млн рублей на то, чтобы оборудовать кабинки тревожными кнопками.

Ещё 77 дополнительных миллионов глава комитета Станислав Протасов запросил на капитальный ремонт фонтанных комплексов. С безопасностью там вроде всё в порядке, даже десантники всё реже испытывают фонтаны на прочность, но из 111 существующих в городе комплексов на данный момент в рабочем состоянии только 63.

Насколько вырастет зона платной парковки?

Тема платной парковки вызывает немало споров, однако вектор развития Северной столицы в этом аспекте давно очерчен, а в 2022 году происходит настоящий рывок. В июле стартовал первый этап расширения зоны платной парковки, затронувший 56 улиц в Центральном районе, включая Гагаринскую, Шпалерную и Моховую. 1 сентября начался второй этап, включающий, в частности, Гороховую и Морскую улицы. А 1 ноября стартует третий этап, который затронет 153 улицы уже в Петроградском и Василеостровском районах.

Фото: vk.com parking_spb_ru
Фото: vk.com/parking_spb_ru

На этом останавливаться не планируется, на очереди Петроградские и Василеостровский районы. В бюджет на расширение заложено 200 млн рублей, однако в Комитете по транспорту просят ещё 150 млн. Дополнительные 1,3 млрд на разные цели требуется и Центру управления парковками. С Петроградским районом хотят разобраться к 1 июля, а с Василеостровским — к 1 октября 2023 года. Также в ближайшие два года Комитет по транспорту намерен потратить дополнительные 35 млн рублей на проект расширения зоны платной парковки в Калининском и Выборгском районах. Но и здесь темпы коррелируют с финансами.

Куда заведут новые дороги?

Также споры ведутся по поводу размеров финансирования строительства дорог. К примеру, дополнительные 900 млн чиновники запросили на Витебскую и Шкиперскую развязки. Но независимо от итоговых сумм есть и однозначно хорошие новости. Смольный отказался от планов строительства скоростной магистрали №7 через Удельный парк. Эта идея вызвала многочисленные протесты среди горожан. В ходе нулевых чтений глава КРТИ Андрей Левакин заявил, что проектирование дороги через парк больше не ведётся, и в Смольном выразили готовность рассмотреть вопрос о возвращении спорному участку парка статуса «зелёных насаждений общего пользования».

А чиновников петербургского Комитета по строительству дороги всё чаще ведут в город-побратим Мариуполь. На командировки в комитете просят добавить дополнительные 57 млн рублей. Половина суммы — это суточные, другая — проезд и жильё. Помогать в восстановлении разрушенного города будут сразу 28 сотрудников комстроя. Ещё 43 млн им потребуются на стимулирующие выплаты.

Традиционно бюджет является «равномерным распределением разочарований». Однако текущие экономические показатели дают депутатам и чиновникам определённую свободу манёвра. Как они ею распорядятся, во многом станет понятно к моменту внесения проекта бюджета в ЗакС. До этого его должно утвердить городское правительство.

Другое по теме