Реновация, высотки, метро: каким видят новый Генплан Петербурга горожане?
Подать свои поправки к проекту нового Генплана Петербурга горожане имели шанс с 4 по 10 августа этого года. За это время в КГА жители Северной столицы направили свыше 11 тыс. предложений. Ознакомиться с ними можно здесь.
Формально общественные обсуждения в городе продлятся до 24 августа. Затем после рассмотрения поправок горожан чиновники направят проект Генплана в Законодательное Собрание, где документ будет утверждён как городской закон. В это время ещё возможно внесение корректировок. После принятия законопроекта в третьем чтении он уйдёт на подпись губернатору Петербурга Александру Беглову.
Сам новый Генплан рассчитан на три периода: с первой очередью — до 2030 года, расчётным сроком — до 2040-го, и прогнозируемым — до 2050-го. 78.ru решил подготовить серию материалов, посвящённых предложениям горожан и тому, каким они видят развитие Петербурга.
Никто не хочет, но где-то нужно
Многих петербуржцев беспокоят планы по размещению возле их жилых домов станций по сортировке твёрдых бытовых отходов. Появление таких объектов предусмотрено в рамках мусорной реформы, стартовавшей в Петербурге с 1 января этого года.
Так, например, жители Красногвардейского и Калининского районов с опасением относятся к появлению станции по адресу севернее дома № 148 по Пискарёвскому проспекту. Здесь уже ведётся интенсивное жилищное строительство, должны появиться и новые комплексы.
— Район находится в экологически неблагоприятной среде, рядом расположен Крематорий и ЛЭП. У меня двое детей, один школьник. До ближайшей школы добираться минимум 40 минут. И первостепенно требуются именно школы, — отмечается в одной из поправок.
В корректировках горожане просят также не строить станции на улице Руставели, в Уткиной заводе, в Петро-Славянке. В Петродворцовом районе требуют не допустить создание мусороперерабатывающего производства в Петергофе на Гостилицком шоссе и предлагают установить для территории статус рекреационной зоны.
Однако также многие понимают, что без таких объектов нагрузка на экологию Ленобласти, где и отдыхают зачастую теперь горожане, существенно вырастет.
— Работа объектов на территории СПб позволит сократить объём отходов, транспортируемых в область, что в последствии положительно скажется на окружающей среде соседнего региона, местах загородного отдыха сотен тысяч петербуржцев. Выиграет и логистика, что позволит продолжительнее сохранять размер тарифов. Такие площадки могут стать центрами приёма бытовой электротехники, мебели и др., — подчёркивают в разделе поправок Невского района.
Там же предлагают наконец-то серьёзно заняться в Петербурге раздельным сбором.
— В ЛО жители регулярно, в том числе я, чувствуют запах свалочных газов от переполненных «закрытых» полигонов, несанкционированные свалки повсюду. СПб генерирует большое количество отходов, было бы справедливо хотя бы часть их перерабатывать на территории города, — констатируется в предложении.
Люди понимают: никто не хочет иметь такой объект у себя под домом, но где-то станции всё же должны появиться.
Мятежные «старики»
Ещё один крупный пласт поправок подготовлен петербуржцами для старой программы реновации хрущёвок, запущенной в Петербурге ещё в 2010-м году. В неё сейчас включены 22 городских квартала.
Второе название этого механизма — развитие застроенных территорий (РЗТ). Его не стоит путать с новой городской программой комплексного развития территорий (КРТ), о которой готовится материал.
С реализацией программы у застройщиков всегда существовали сложности — проблемные территории из так называемой «красной зоны», где отсутствовали стартовые пятна под строительство первого дома. Также там свои палки в колеса вставляли и местные активисты, выступающие категорически против реновации.
Это, например, скандальная «Нарвская застава» в Кировском районе, даже прозванная в городе «мятежной». Когда РЗТ ещё была на слуху у всех, местные жители регулярно устраивали массовые сходы, чтобы предотвратить снос своих домов. Формально их вообще не должны были отправлять под снос. На этой территории располагаются жилой массив, включающий в себя как ряд дореволюционных сооружений, так и многочисленные здания эпохи конструктивизма и сталинского неоклассицизма, а вовсе не хрущёвки. Но чиновники тогда приняли соответствующее решение.
Теперь активисты требуют, чтобы в новом Генплане для этих территорий была разрешена только низкоэтажная застройка, что автоматически ставит крест на РЗТ здесь в силу очевидных экономических обстоятельств.
От севера до юга
Ещё одной болезненной точкой в Генплане для многих горожан стало неожиданное изменение средней разрешённой высоты застройки в уже хорошо обжитых, «старых кварталах» с домами «низкоэтажками». О таких явлениях активные петербуржцы пишут практически повсеместно. Складывается коллизия, когда после появления одной высотки (выше девяти этажей), чиновники теперь потенциально спешат «открывать двери» высотному строительству уже по всему кварталу.
Так, например, в Приморском районе на такое положение вещей жалуются жители территории, ограниченной улицей Сердобольской, Студенческой улицей, Омской улицей и Ланским шоссе.
— Данное решение в случае его реализации приведёт к ухудшению условий жизни, а именно: увеличению плотности застройки, увеличению социальной нагрузки на имеющиеся учреждения образования, которые в настоящий момент переполнены, увеличению нагрузки на улично-дорожную сеть, осложнению ситуации с парковочными местами, — подчёркивается в одной из поправок.
В Центральном районе с такой коллизией столкнулись жители территории, ограниченной проспектом Бакунина, Перекупным переулком, Невским проспектом и Полтавской улицей. Там также считают, что условия проживания для «старожилов» будут ухудшены.
Во Фрунзенском районе увеличением высотности недовольны проживающие на территории, ограниченной Альпийским переулком, Проспектом Славы, Белградской улицей и Будапештской улицы.
Все станции важны, все станции нужны?
Горячо обсуждают петербуржцы и перспективы развития городского метрополитена. Напомним, губернатор Александр Беглов в августе этого года сообщил, что в городе появятся 89 новых станций метров, а протяженность линий подземки увеличится на 139 км.
В Генплане предусмотрено 86 станций, но не все горожане хотят появления таких объектов в Северной столице.
Жительница МО «Полюстрово» категорически возражает против станции метро «Полюстровский проспект», ссылаясь на местные болотистые почвы и подводные источники.
— И сегодня любой желающий может увидеть в парке систему дренажных каналов и места, где даже жарким летом почва влажная. В этих условиях метро должно залегать ОЧЕНЬ глубоко под землёй, что экономически нецелесообразно. Также Полюстровский парк — зона успешного промышленного производства лечебно-столовой питьевой минеральной воды, поставляемой не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Нарушение экологии в этом округе из-за крупномасштабного строительства, помимо прочего, нанесёт невосполнимый урон данному бизнесу, что негативно отразится и на бюджете города, — рассуждает женщина.
В поправках от одного из жителей Красногвардейского района предлагается не строить кольцевую линию.
— Кроме Василеостровского, Петроградского и Выборгского районов, это ничего не даст, так как пассажиропотока на кольцевую линию нет. Нужно будет обеспечение пассажиропотока на кольцевую линию за счёт демонтажа трамвайных и троллейбусных линий (как это было в 2001—2007 годах в северо-западной части Петроградского района), а также закрытие автобусных маршрутов. В предложенной трассировке есть именно это, одновременно данная трассировка приведёт к самообрушению сети трамвая и троллейбуса, — уверен автор поправки.
Но многие всё же рассчитывают на новое метро. В Красногвардейском районе предлагают продлить линию от станции «Девяткино» до Нового Девяткино или Лавриков, где уже функционирует депо, то есть, есть необходимая инфраструктура.
— Остаётся только сделать наземную станцию, что относительно недорого. Разгрузятся дороги, меньше общественного транспорта, разгрузится станция метро «Девяткино».
Также в Красногвардейском районе предлагают протянуть метро в Новую Охту.
— Ввиду того, что территория до станции метро Ручьи и депо Калининское представляет из себя бывшие поля — на них нет сетей, которые потребуют перекладки и позволят с минимальными издержками обеспечить прокладку туннеля до района. Необходимо разместить вестибюль в перспективном и динамично развивающемся районе Новая Охта, продлив планируемую ветку метро от депо Калининское, — подчёркивается в поправке.
В следующем материале, посвящённом новому Генплану, 78.ru будет разбираться, какие дороги, мосты, развязки и парки нужны петербуржцам.