Хоть с просрочки клок: зачем и кому ритейлеры продают просроченную еду в Петербурге?

18 авг, 17:08
Светлана Коваленко
Крупный краснодарский продуктовый ритейлер решил торговать товарами с истекшим сроком годности. Как выяснил 78.ru, в Петербурге некоторые участники рынка с «ноу-хау» хорошо знакомы и даже успели его освоить.
Коллаж 78.ru: Volkmar Heinz/globallookpress.com, Ute Grabowsky/globallookpress.com, unsplash.com

О том, что краснодарская продуктовая сеть «Магнит» намерена торговать просроченной продукцией, сообщили «Известия». Сейчас ритейлер ищет себе первых покупателей. Это будут в основном сельскохозяйственные организации и фермы, которые смогут превратить просрочку в корм для животных или удобрения. 78.ru опросил петербургских участников рынка и экспертов, что они думают о такой инициативе и насколько это в принципе легально с точки зрения законодательства.

Инвестиции в негодность

Как рассказали в «Магните», основная цель такой стратегии — это добиться сокращения объёмов отходов, вывозимых на мусорные полигоны. Этот показатель должен снизиться вдвое к 2025 году.

Как уточнили в компании, ещё летом прошлого года в сети был запущен пилотный проект по экологическому аудиту отходов, которые копятся в контейнерах магазинов. Исследования проводись в 36 торговых точках четырёх регионов, их осуществляют и в этом году.

— Компания намерена протестировать реализацию продуктов питания, пришедших в негодность — они испорчены или их срок годности истёк, тем компаниям, которые производят корма и удобрения. Пилот проведут в рамках действующего законодательства. Мы планируем определить товары, которые утратили потребительские свойства, но представляют ценность для специализированных переработчиков. Сейчас мы ищем интересантов и прорабатываем механизм работы этой инициативы. После апробации проекта компания примет решение о возможном развитии данного проекта, — сообщили, в частности, в «Магните».
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

Там добавили, что реализовать инициативу планируется благодаря постановлению правительства №1612 от 7 октября 2020 года. Этот документ прописывает порядок изъятия из обращения опасной продукции. Её можно отправить на экспертизу, которая установит, можно ли использовать товар или уже нет. Если решение будет в пользу ритейлера, «просрочку» отправят на переработку.

Шесть тонн за полгода

Как сообщили в компании «Лента» (ритейлера родом из Петербурга), только за первые шесть месяцев этого года сеть направила фермерским хозяйствам 6223 тонны продукции с истекшим сроком годности. Это овощи и фрукты, хлебобулочные изделия, утратившие потребительские свойства.

— В соответствии с законодательством торговые сети могут передавать на переработку товары с истекшим сроком годности или утратившие потребительские свойства. Как правило, такую продукцию в сельском хозяйстве используют для изготовления компостных материалов и в качестве корма для животных, — подчеркнули в компании.

Там добавили также, что сеть продает пищевые отходы с 2019 года. В 2021-м компания передала на переработку более 21 тонны пищевых отходов. Всего же с момента запуска проекта «Ленты» сельхозпроизводители получили более 35 тонн продуктов.

Когда сломался холодильник

Как рассказал 78.ru совладелец «Теремка» Виталий Свидовский, в его компании торгуют отходами с 2020 года.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Это никак не связано с пандемией, падением продаж и попытками населения экономить на еде в свете падения доходов. Просто элементарно бывают ситуации, когда отключается электричество, ломается холодильное оборудование. В таких случаях еда также отправляется на списание, — пояснил он.

По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, в его компании пытались договариваться, чтобы отдавать товары с истекающим сроком годности тем же фермерам, но из этого ничего не вышло.

— На момент этого эксперимента произошли новые законодательные ужесточения. И мы бы с удовольствием отдавали просрочку, но всё вышло ровно так, как вышло, — констатировал он.

По здравой логике

Как поясняет руководитель экспертно-юридической службы МОО «Общество Потребителей Петербурга и Ленобласти» Татьяна Суетова, продажа просроченной продукции возможна только в том случае, если она не идёт на непосредственное употребление людьми.

— Продавать населению просроченную еду нельзя, и точка. Если же мы говорим о её переработке и продаже для тех же фермеров, то, по здравой логике, лучше уж её кому-то отдавать, чем просто выкидывать. На вопрос, почему возникла такая инициатива, ответить не сложно. Летом у ритейлеров традиционный спад в продажах. Многие люди в отпусках и на дачах. С точки зрения тех же ритейлеров, лучше заработать хоть какие-то копейки, чем вообще всё выкинуть, — рассуждает Татьяна Суетова.
Фото: IMAGO Richard B. Levine globallookpress.com
Фото: IMAGO/Richard B. Levine/globallookpress.com

В компании «Елизаветинская ферма (специализируется на продукции из птицы) инициативу «Магнита» комментируют кратко:

— Сделать корм из товаров с истекшим сроком годности невозможно. Просрочка — она и есть просрочка. Заботящиеся о своей репутации фермеры портить себе репутацию и травить животных не захотят, — настаивают там.

Разница в терминах

Как отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков, в отношении «ноу-хау» есть несколько важных аспектов.

— Первый заключается в нормах законодательства РФ, запрещающего продажу товаров с истекшим сроком годности и психологического отношения к ним россиян, воспринимающих подобную продукцию чуть ли ни как криминальную. В западных странах в отличие от термина срок годности чаще используют более мягкое понятие «употребить до», — поясняет Иван Федяков.

По его словам, этой фразой производитель как бы поясняет, что до какого-то момента готов полностью гарантировать все заявленные свойства товара, а потом изменения неизбежны.

Фото: Ute Grabowsky globallookpress.com
Фото: Ute Grabowsky/globallookpress.com
— Например, моя бабушка из хлеба с истекшим сроком годности делала сухари, все ели, и никто не отравился. Теперь же люди, как только видят, что товар скоро станет просроченным, его никто не хочет уже больше брать. Ритейлеры на это отвечают тем, что устраивают распродажи такой продукции и дают на неё значительные скидки, — вспоминает аналитик.

Специфика взаимоотношений

Как добавляет Иван Федяков, второй важный момент — это то, почему сети в принципе начали заниматься этим вопросом в последние годы. Так, в федеральный закон о регулировании потребительского рынка несколько лет назад были внесены серьёзные корректировки. Они отобрали право у ритейлеров возвращать просроченную продукцию производителям, которые раньше вынуждены были заниматься утилизацией товаров.

— Теперь это стала головная боль сетей. А до корректировок ритейлеры приобретали намного больше, чем могли продать, чтобы обеспечить себе полные полки. Возвраты доходили до 15—20% от изначальных закупок, — констатировал эксперт.

По словам Ивана Федякова, в-третьих, существует аспект взаимоотношения сетей с налоговыми органами, которые крайне насторожено относятся к списаниям. При этом обе стороны не могут доказать, действительно ли были списаны продукты, либо их продали каким-то левым способом не через кассу.

— В итоге у всех друг к другу возникают претензии в отсутствие документов. Допустим, налоговик пришёл через год. Естественно, к тому моменту списанная продукция уже была утилизирована, никто её специально не хранил в доказательство истекшего срока годности, — разъяснил эксперт.
Фото: Daniel Reinhardt globallookpress.com
Фото: Daniel Reinhardt/globallookpress.com

Александр Мышинский согласен с тем, что во взаимоотношениях с налоговиками есть своя специфика «при диалоге о просрочке».

— Речь идет об НДС. Если мы продукцию продали, то мы предъявляем документ об уплате налога. Если товары списываются, мы тоже должны заплатить НДС. Но есть одно обстоятельство. Если мы продали товар за условные 10 копеек, то с них НДС и начисляется. А если истёк срок годности и продукция направляется на списание, то платим налог с полной стоимости, — отметил он.

Секретные цифры

Как подчеркнул Иван Федяков, INFOline неоднократно предлагали сетям провести мониторинг, какой процент продукции утрачивается из-за истечения срока годности.

— Что характерно, ни один участник рынка в таком исследовании принять участие не захотел, — развёл он руками.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что ритейлеры в среднем «теряют» 7% продуктов питания от общего товарооборота. Ежегодный объём отходов может составлять до 700 тыс. тонн. Из них 25% — это торты, молочная продукция, колбаса и бакалея, 45% — овощи и фрукты, 30% — мясо, рыба, птица.

Как отмечает Александр Мышинский, в ритейле существует такое понятие, как норматив списания. Обычно он составляет 1—2 % от объёмов закупок. Но у некоторых он может доходить и до 5%. В пищевых производствах норматив составляет до 15%. Но в этот показатель входят не только товары с истекшим сроком годности, но и испорченные покупателями, а также украденные.

Фото: Ute Grabowsky globallookpress.com
Фото: Ute Grabowsky/globallookpress.com

Добавим, что летом 2020 года Депутат Госдумы Василий Власов направил главе Роспотребнадзора РФ Анне Поповой письмо с предложением выплачивать покупателям половину штрафа за найденные ими в продуктовых сетях просроченные продукты. За это ритейлеров наказывают сейчас рублем на сумму в 20—30 тыс. Таким образом, выплаты для бдительных могли бы составить 10—15 тыс. Но до воплощения в жизнь этой громкой инициативы дело пока так и не дошло.

Другое по теме