Хоккейная взятка за военный билет: как тотальная ложь обернулась большим абсурдом
«Своих не бросаем»
Летом самые громкие хоккейные новости в России неожиданно стали приходить из судов, и в них постоянно фигурировали Вооружённые Силы. При этом два самых громких фигуранта скандальных историй связаны со спортивными клубами армии — вратарь Иван Федотов в прошедшем сезоне помог выиграть Кубок Гагарина столичному ЦСКА, а форвард Михаил Воробьёв выступает за петербургский СКА. По странному стечению обстоятельств именно они среди сотен российских профессиональных хоккеистов не смогли решить вопрос с военкоматом законным путём. Федотов собирался ехать за океан, а Воробьёв напротив вернулся из США на родину, но ни тот, ни другой вектор развития карьеры не помог хоккеистам избежать проблем с законом.
Как сообщила «Комсомольская правда» со ссылкой на пресс-службу Ленинского районного суда Уфы, на первом же заседании Воробьёв дал признательные показания. Его обвиняют во взятке для приобретения военного билета, максимальная санкция по соответствующей статье — 12 лет тюрьмы. Однако главный тренер и гендиректор СКА Роман Ротенберг назвал информацию о чистосердечном признании «фейком» и частью «информационной войны». Позже наставник уточнил свою позицию.
— Мы своих не бросаем! Поддержим его максимально. В моём понимании Воробьёв ничего такого не сделал. Он — наш игрок, центральный нападающий, играет в России. Играет за сборную России. На молодёжном чемпионате мира отдал 10 голевых передач Кириллу Капризову в своё время. Это наши бриллианты, это наше всё, — такие слова Ротенберга приводит «Матч ТВ».
В команде на 25-летнего игрока, судя по всему, действительно рассчитывают, наигрывая его к предстоящему сезону, и в тюремные перспективы явно не верят. Как показал турнир в Сочи, сам Воробьёв тоже находится в хорошей форме, там он исправно набирал очки. А уже после чистосердечного признания СКА объявил состав на второй предсезонный сбор, куда в числе прочих хоккеистов был включён и предполагаемый «взяточник-уклонист», который «ничего такого не сделал».
В поддержку Воробьёва высказались и несколько видных хоккейных специалистов. Пожалуй, приятнее всего игроку было услышать мнение трёхкратного олимпийского чемпиона Виталия Давыдова, который назвал игрока «надеждой не только клуба, но и сборной», «представителем самого дефицитного амплуа в нашем хоккее» и «новым Шипачёвым». В роли единственной Бабы Яги, которая всегда против, пришлось выступить известному телекомментатору-скандалисту Дмитрию Губерниеву. Он усомнился в том, что игра за сборную России позволяет «покупать военный билет» и «совершать другие преступления». Пожалуй, в законодательстве такого пункта действительно нет.
Путь из Купчина на Новую Землю
История военного билета Воробьёва уходит корнями в тот период его карьеры, когда он выступал за уфимский «Салават Юлаев». В июле стало известно о том, что при расследовании уголовного дела в отношении экс-полицейского Фарита Самигуллина силовики вышли на троих бывших игроков хоккейной команды из Башкирии. Вместе с Воробьёвым на суды теперь приходится ездить Владиславу Лукину и Анвару Сулейманову. Сообщалось, что заседание по Сулейманову также состоялось 10 августа, но он в отличие от Воробьёва решил с признанием повременить. Как минимум до допроса свидетелей. Следующее заседание по делу форварда СКА должно пройти 22 августа.
Юристы считают признательные показания в данном случае хорошим знаком. Сотрудничество со следствием может помочь игроку как минимум избежать тюрьмы. Впрочем, в последние месяцы жизнь становится настолько непредсказуемой, что переставать волноваться за «надежду сборной» пока рано. Об этом свидетельствует параллельно разворачивающаяся история другого российского хоккеиста, которая по любопытному стечению обстоятельств также оказалась связана с Петербургом.
Дело в том, что даже если чистосердечное признание поможет Воробьёву избежать тюрьмы, оно предполагает аннулирование военного билета, а впереди осенний призыв. Петербургская призывная комиссия уже продемонстрировала свою принципиальность в деле с куда более звёздным игроком Иваном Федотовым. В прошлом сезоне он помог сборной России завоевать серебро Олимпиады, был признан лучшим голкипером КХЛ и внёс ключевой вклад в триумф ЦСКА в Кубке Гагарина. Дальше 25-летний голкипер собирался ехать в НХЛ, где подписал контракт с «Филадельфией», но что-то явно пошло не так.
1 июля игрок давал интервью «Матч ТВ» в Купчино, но на выходе с арены его задержали. Вскоре выяснилось, что хоккеист находится в военкомате. Потом у него заболел живот, но транзитом через Боткинскую больницу и военно-морской госпиталь голкипера отправили в Архангельскую область. В СМИ сообщали со ссылкой на источники, что спортсмен будет проходить срочную службу на Новой Земле.
С Петербургом игрока связывает не только факт задержания. Более того, в одном из недавних интервью Федотов сказал, что именно Северную столицу считает своим домом. Хоккеист родился в финской Лаппеэнранте, но родители тогда жили в Петербурге, и именно в школе СКА началась вратарская карьера будущего олимпийца. Однако в какой-то момент в семье посчитали, что переезд в Москву предполагает больше перспектив.
По иронии судьбы юридическая позиция адвоката игрока состоит в том, чтобы откреститься от Петербурга. Он оспорил решение призывной комиссии в Северной столице, судебное заседание назначено на 20 сентября. Идея в том, что хоккеист живёт в Москве, а прописан в Ленобласти, и, следовательно, к Петербургу вроде как и не имеет никакого отношения.
Студенческое искусство забивать
По делу Федотова успели высказаться практически все, начиная от бывших партнёров и функционеров НХЛ и заканчивая депутатами Госдумы и главой Совета по правам человека при президенте. Основных позиций две. Одна состоит в призывах к особому подходу, так как Федотов-вратарь сто́ит явно дороже Федотова-матроса. Вторая предполагает констатацию факта о том, что перед законом все равны, а значит в вопросе о прохождении срочной службы не может быть хоккейных индульгенций.
При этом прозвучали сразу несколько конспирологических версий. Одна состояла в том, что ЦСКА решил таким образом отомстить своему бывшему игроку за отказ продлевать контракт. Якобы хоккеист дал обещание, а потом его нарушил. Руку к этой версии, в частности, приложил известный хоккейный агент Шуми Бабаев, так что руководству столичных армейцев даже пришлось публично открещиваться от обвинений. Там сослались на то, что ЦСКА давно не имеет никакого отношения к армии кроме слова в названии.
Другая версия предполагала, что дело Федотова является показательным, чтобы запугать и усмирить перспективных молодых игроков, которые слишком активно рвутся в заокеанские лиги. Кроме того, звучало предположение о том, что фамилия Федотова могла фигурировать в том же уголовном деле, в которое угодил Воробьёв. В этом контексте вспоминали и звезду НХЛ Кирилла Капризова, лидера «Миннесоты», так что в американском клубе признавались, что будут переживать за игрока, пока он не вернётся в распоряжение команды. Для Капризова в итоге всё обошлось. Как рассказал отец хоккеиста, он является студентом российского вуза. Поскольку право на отсрочку даёт только дневная форма обучения, форвард как-то умудряется справляться с учёбой в России, забрасывая параллельно по 50 шайб за сезон в Канаде и США.
Большинство хоккейных тренеров и функционеров, комментирующих скандалы вокруг военных билетов, старательно обходят стороной один щепетильный момент. Ни один из сотен профессиональных хоккеистов полноценно в армии не служит, поэтому слова о том, что перед законом все равны, в данном контексте являются враньём. И в каждом случае решение вопроса с призывом является формальностью. Нередко речь идёт как раз о таких учебных отсрочках. Вероятно, Воробьёв с Федотовым действительно нарушили букву закона, но по сути они ничем не отличаются от своих коллег, не имевших подобных проблем. А учёба чисто для «армейского» прикрытия дискредитирует одновременно и Вооружённые Силы, и образовательную систему. За такое, кажется, даже семи лет мало. Ситуация явно требует юридического, возможно, законодательного решения, которое сделало бы правила игры для профессиональных спортсменов прозрачными и понятными.