Записка и папиросы Николая II: как в Театральную библиотеку попали ценные артефакты
Артефакты «подполья» Театральной библиотеки на Зодчего Росси, 2 обнаружили при снятии деревянного настила в читальном зале рабочие. А там — фрагменты афиш и даже любимые папиросы Николая II и Фёдора Достоевского. Сотрудникам крупно повезло: в здании уже проводился ремонт. Но тогда, сорок лет назад, никто ничего интересного не нашёл.
Специалист отдела культурной деятельности Санкт-Петербургской театральной библиотеки Юлия Шутова уверена: просто повезло.
— Во-первых — счастливая случайность, во-вторых, возможно, что не столь тщательно, может быть, да, делался ремонт. Может быть, рабочие не заметили, — отметила она.
Самой ценной из находок сотрудники театральной библиотеки считают записку — небольшой листок бумаги. На нём имя и фамилия известной в начале двадцатого столетия актрисы Александринского театра Екатерины Рощиной-Инсаровой.
— Доверяю получить причитающееся мне жалование за апрель месяц 1914 года Варваре Ильиничне Дмитриевой. Екатерина Рощина-Инсарова, — говорилось в послании, которому уже 108 лет.
Кем была женщина, которой актриса доверила получить свой гонорар, библиотекари, увы, выяснить не смогли.
Екатерина Рощина-Инсарова пришла в Александринский театр в 1913-м и служила там четыре года. Воплощение женщины модерна на русской сцене, умело создающая удивительную двойственность женского характера с его страстностью, греховностью и мистический трепетом, как говорили современники, отчужденностью от живой жизни, её угасанием, усталостью, артистка обладала гипнотической властью над зрителем. Её самые известные роли — Катерина в пьесе Островского «Гроза» и Нина в драме Лермонтова «Маскарад». По словам сотрудников театральной библиотеки, Рощина-Инсарова была одной из самых популярных и оплачиваемых артисток того периода. Её жалование составляло 21 тыс. рублей в год. Для сравнения: средний гонорар коллег был 3 — 4 тыс. рублей.
После октябрьской Революции Рощина-Инсарова уехала из России. За границей играла в театре русской драмы в Риге. Умерла в 1970 году во Франции. Единственный связанный с Рощиной-Инсаровой экспонат, который хранится в Петербургской библиотеке — поздравительная телеграмма, адресованная актрисе Марьи Савиной. Среди подписей деятелей искусств есть и росчерк Екатерины Николаевны.
— Они ценные, интересные. У нас очень мало документов Екатерины Николаевны, и вот эта записка для нас — она прям неимоверно ценна, — радовалась Юлия Шутова.
Записку Рощиной-Инсаровой отправят в архивный фонд, где она будет храниться вместе со старинным альбомом фотооткрыток артистов театра, в том числе и снимками Екатерины Николаевны. Но сначала над артефактом должны потрудиться реставраторы.
— Нужно его обезопасить для хранения, для пользователя, потому что он более 100 лет пролежал в подполье. Вот поэтому реставратор обычно проводит такой набор реставрационных работ — обеспыливают его, проверяют на какие-то биологические повреждения, это всё возможно, — пояснила завсектором изобразительных материалов отдела редкой книги библиотеки Ирина Хатко.
Остальные находки — афиши и упаковки от папирос — собираются показывать на выставках. Правда, конкретная дата не называется. В шутку специалисты говорят, что к тому моменту коллекция может стать ещё больше — кто знает, сколько ещё подобных артефактов из прошлой эпохи скрыты под полами театральной библиотеки.