Драма кино: петербургские кинотеатры находятся на грани закрытия

30 июн, 16:06
Алёна Зиновьева
Чтобы остаться на плаву, кинотеатры пробуют разные форматы. Зрителям предлагают ретроспективы, фестивали, благотворительные показы для детей.
Фото: 78.ru

Пустые залы, кардинальные изменения репертуара, огромные убытки. Вот уже три месяца петербургские кинотеатры переживают непростые времена. Из российского проката полностью ушли голливудские кинокомпании. А ведь они давали 78% кассовых сборов. В таких условиях кинотеатры теряют огромные деньги. Например, в марте в Петербурге закрылось 10% кинотеатров, в апреле — уже треть.

— Пандемия уничтожила все запасы, которые были. Мы думали, что вот закончился ковид, встанем с колен. Мы попросили правительство и Минкульт — помогите нам. Кабмин нам отказал, — рассказал представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Санкт-Петербурге Виктор Рудман.

По словам экспертов, крупные компании, действительно, отказались от сотрудничества с Россией. Однако только на словах. Официальных и прямых санкций на показы зарубежного кино в России, по словам экспертов, до сих пор нет. Драмы, комедии и боевики по-прежнему в репертуаре. Но теперь в основном отечественного производства. Его, по мнению кинокритиков, со временем ждёт успешное будущее.

— Прошлый год был чрезвычайно успешным для отечественной киноиндустрии. Наши картины были успешны даже во время пандемии. И за время пандемии было снято огромное количество картин. На огромном подъёме находились и российские платформы. Успехи говорили сами за себя. Мы и награды получали, и кассу собирали. Сейчас правительство обещает влить ещё несколько миллиардов рублей в кинопроизводство, — отметил кинокритик Владислав Пастернак.
Фото: 78.ru

Однако кинотеатрам от этого не легче. Миллионы фанатов остались без премьер фильмов про любимых супергероев. Посещения кинозалов сократилось более чем в 10 раз. Арендная плата за помещения, в том числе и в торговых центрах, остаётся прежней. По словам специалистов, так тяжело не было даже во время локдауна, когда премьеры фильмов приходилось просто откладывать. Программа по поддержке культурных объектов действует — государство увеличивает количество кинотеатров, в первую очередь, в малых городах.

— Начиная с марта 2022 года, субсидии по этой программе ещё увеличили. С 5 млн на кинозал до 9 млн. Это связано, конечно, со сложностью логистики, доставки оборудования для кинозала. Но практически купить легально оборудование сейчас просто невозможно. То есть деньги будут выдаваться, а реализовать это будет просто невозможно, — рассказал представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Санкт-Петербурге Виктор Рудман.

Между создателями фильмов и кинотеатрами сложная цепь взаимодействия. Поставку новых кинолент контролируют фирмы-поставщики. Поэтому те зарубежные компании, которые сотрудничают с Россией, делают это на свой страх и риск: их вполне могут закрыть за пиратство. Чтобы остаться на плаву, кинотеатры пробуют разные форматы. Зрителям предлагают ретроспективы, фестивали, благотворительные показы для детей.

Культовое российское кино получило новую жизнь на широких экранах. Известные ленты прошлых лет такие, как «Брат» Алексея Балабанова, «Сталкер» и «Зеркало» Андрея Тарковского вновь появлялись на афишах петербургских кинотеатров.

В некоторых иллюзионах решили проблему радикально: в репертуаре — показы театральных постановок. Новинка, кстати, имеет успех у зрителей.

Видео: 78.ru

Возможно, не меньший успех будет и у работ новых авторов. Ученики школы кинематографистов из Петербурга завоевали гран-при на международном детском кинофестивале. Фильм, который снимали сразу несколько юных режиссёров, высоко оценили и зрители.

— Режиссёр должен уметь правильно транслировать. Он должен понимать и правильно всё раскладывать по своим местам. То есть должна быть чёткая работа с чётким пониманием, с чётким видением, — отметила обладатель гран-при международного детского кинофестиваля Алёна Селезнёва.

На занятиях дети получают азы профессий звукорежиссёра и сценариста от опытных преподавателей.

— Задача нашей школы в первую очередь поставить руку, то есть научить их фундаментальным основам кинематографа, не отбить охоту заниматься творчеством, — заявила директор международной киношколы Власта Арно.

Жизнь через кино здесь постигают дети с 7 до 16 лет. В будущем многие мечтают поступить в профильные вузы. 16-летний Георгий Боков выбрал для себя профессию сценариста. Но решил, что и операторские навыки пригодятся в процессе создания фильма.

— Достаточно просто уметь писать. Ты можешь снять фильм, где это будет целиком и полностью монолог персонажа. Ты можешь снять фильм про что угодно, главное — уметь писать от души. Когда ты пишешь сценарий, ты пишешь не для крупной компании, а для себя. А когда пишешь для себя, у тебя может получиться невероятное сочетание, — рассказал обладатель гран-при международного детского кинофестиваля Георгий Боков.

Однако все пути обхода кризиса лишь временные меры. На съёмки новых блокбастеров потребуется немало времени. И эксперты в недоумении: где будут проходить показы этих фильмов, если сети кинотеатров попросту не доживут до прибыльных премьер?

Другое по теме