Как «Брат-2» из саги о 90-х превратился в пророчество о 2020-х
В России сложно найти человека, который бы ничего не слышал про дилогию Алексея Балабанова о «благородном разбойнике» Даниле Багрове. Он быстро и метко стреляет, любит родину и рок-н-ролл и глубоко чтит семейные ценности. Данилу называли символом 90-х и героем своего времени. А ещё во втором фильме вместе с братом Данила противостоит преступникам-бандеровцам. К слову, премьера фильма состоялась в далёком 2000-м году, задолго до Оранжевой революции, когда большинство украинцев свободно говорили на русском языке и тема украинского национализма, мягко говоря, в российских медиа не была мейнстримом. Наверное, поэтому спустя 20 с лишним лет фильм помимо прочих своих достоинств обретает качества кинопритчи-пророчества. Назовём несколько причин, по которым свежие новости ещё долго будут казаться несмешной пародией на киношедевр.
«За Севастополь ответите»
Все помнят кадры, на которых заблудившийся русский «турист» Виктор Сухоруков подходит к двух рослым парням и спрашивает:
— Слышь, земляк, а где здесь русские живут?
— Москаль мне не земляк, — отвечает, не глядя, рослый украинец.
— Бандеровец? — удивляется Сухоруков.
В другом эпизоде брат главного героя расстреливает украинского бандита в туалете со словами «Говори, кто меня пасёт, сука бандеровская» и «Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите».
Нелишним будет вспомнить, что и весь сюжет строится вокруг защиты русскоязычного парня-хоккеиста от украинской мафии. В реальной жизни с тех пор Севастополь вернулся в состав России, а проблема украинского национализма сильно обострилась.
«Мы домой летим»
Тема эмиграции и культурной войны с Западом тоже куда лучше рифмуется с современностью, нежели с толерантным 2000-м годом. Америка кажется Даниле чужой. Пожалуй, самый яркий сюжет на эту тему связан с циничной русской проституткой, которая бросает всё и летит домой вместе с главным героем, услышав из его уст детское стихотворение о родине.
— Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси, мы домой летим, — говорит героиня стюарду в самолёте уже после своего прозрения.
Америка глазами Балабанова тоже выглядит свежо: негритянские бандиты-расисты, напоминающие о недавних бесчинствах BLM, трусливые полицейские, боящиеся с ними связываться, и циничные белые негодяи, не имеющие никаких моральных ограничений и интересующиеся лишь деньгами. Разумеется, не всё так однозначно. Есть в Америке и хорошие люди, например, эмпатичная темнокожая телеведущая Лиза и решительный белый дальнобойщик Бен, помогающие главному герою.
После 24 февраля одни россияне сплотились вокруг армии и своих бывших соотечественников на Украине, а другие, их гораздо меньше, трусливо побежали из страны. Стихотворение Владимира Орлова, ставшее знаменитым во многом благодаря фильму, заиграло новыми красками.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое —
Это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»
«Скажи, американец, в чем сила?»
Будучи не просто героем очередного потокового боевика, а персонажем былинного масштаба, Данила Багров на протяжении двух фильмов занят разрешением важнейшего мировоззренческого вопроса: «В чем сила?». На этот раз Данила обращается к американцу:
— Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильнее.
И опять знаменитый эпизод идеально попадает в текущую повестку. Особенно на фоне новостей о том, как американцы выделили 40 млрд долларов на военную помощь украинскому режиму. Им, конечно, не жалко, ещё напечатают, но эта сумма впечатляет, так как лишь немногим уступает годовому оборонному российскому бюджету.
Но никакие миллиарды не помогли американцам выиграть информационную войну и навязать свою повестку за пределами западных стран. А российская армия, столкнувшаяся с мощью всего НАТОвского блока, отправляющего врагу эшелоны с новейшей военной техникой, продолжает медленно, но верно освобождать территорию ЛНР и ДНР. Потому что за ней правда.
Недавно история с вопросом о «силе» заиграла новыми красками после того, как пранкеры Лексус и Вован разыграли бывшего президента США Джорджа Буша. Сперва они разговаривали с ним от имени президента Владимира Зеленского, а потом от имени украинских пилотов спросили:
— Вот скажи мне, американец, в чём сила?
Американец согласился с тем, что сила в деньгах.
«Теперь только русские люди торговать будут»
История про борьбу за рынок, конечно, относится к первой части дилогии, но отлично выражает дух обеих частей.
— Ты дело хорошее сделал, брат. Меня выручил и людям помог. Теперь только русские люди торговать будут, — фразы брата главного героя теперь по-новому заиграли в контексте масштабных западных санкций и усилившегося тренда на импортозамещение.
И опять киноконтекст смешался со свежей новостной повесткой. Когда крупнейшие западные кинокомпании решили присоединиться к санкциям и запретили показывать в России свою продукцию, кинотеатры оказались на грани разорения. А на помощь российскому бизнесу опять пришёл «Брат—2». Его выпустили в повторный прокат 24 марта, ровно через месяц после начала специальной военной операции состоялась новая премьера.
«Во время войны нельзя говорить плохо о своих»
Сергей Бодров так здорово попал в образ своего героя, что в какой-то момент в медийном поле Бодров и Багров совершенно смешались. Откровения талантливого актёра в разговорах с журналистами казались эдаким дополнением или вырезанным материалом из фильма. Тем более, что и произносились они примерно с теми же самыми интонациями.
А потому, когда среди российских артистов выстроилась целая очередь за израильской границей из желающих сказать что-нибудь антироссийское, чтобы понравиться друзьям на Западе, отбирающим у нелояльных русских капиталы и собственность, старое интервью Бодрова-младшего разлетелось по соцсетям.
Там толи Сергей, толи Данила говорит о «простом принципе»: «Во время войны нельзя говорить плохо о своих, никогда! Даже если они не правы».
А тем более если они правы. В условиях культурной войны, ведущейся Западом против России, эти слова звучат веско и опять как будто на злобу дня.