Слово – воробей: дадут ли шанс в Петербурге выступить дирижёру, критиковавшему СВО?
Тот случай, когда от искры до взрыва секунды: в Северной столице накалились страсти в связи с тем, что на сцене Санкт-Петербургской филармонии будет выступать в честь своего юбилея и 140-летия коллектива дирижёр Василий Синайский — человек, позволивший себе рубить сук, на котором сидит. Ну, так это оценила публика.
«Гнать его»
Дело вот в чём. Россиянин по рождению, но европеец по сути, он почти десять лет живёт за рубежом, где сегодня возглавляет Филармонический оркестр Яначека в Остраве (Чехия).
28 февраля, когда на фоне начала специальной военной операции России на Украине бурлил весь мир, на сайте Филармонического оркестра появилась его речь — с критикой СВО, по европейским правилам нового времени. Иначе — прямой путь ему в аутсайдеры, как было с Нетребко.
— Нынешние события ощущаются как подлое вторжение в суверенное государство, которое приносит только горе и трагедию тысячам людей. Тем, кто всё это затеял, было бы полезно послушать гимн Украины. Какая чистая, мощная и яркая мелодия, которая так хорошо показывает характер этого народа. Его звук всегда будет преобладать над лязгом инопланетных танков и грубыми приказами, отдаваемыми командующими армиями. Так и хочется сказать: стой, правда не на твоей стороне, — заявлял он.
Синайский в основном выражал сострадание мирному населению Украины, а не хейт по отношению к политическим решениям.
— Помимо гнева и негодования, которые я испытываю, когда вижу несправедливость нынешних событий, я испытываю большое сострадание к народу Украины. Мой дед был украинцем, и с самого раннего детства я слышал от мамы и других родственников украинские песни, слова и поговорки. Мои самые счастливые времена были проведены во время школьных каникул с родственниками в Киеве и его окрестностях, — поведал дирижёр.
Российский зритель, уже впитавший известный урок западной культурой отмены, вынес вердикт: «Гнать его»; «Пусть даёт концерты в Киеве»; «Надеюсь на замену дирижёра».
Но быть культурным русским человеком — значит, быть великодушным. Поэтому разрешилась ситуация иначе.
«Не уподобляться западным коллегам»
В противовес публике руководство Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича склонно понять и простить музыканта. В комментарии 78.ru Илья Черкасов, директор учреждения, отметил, что заявление, сделанное Синайским, довольно давнее, и тогда дирижёр был просто шокирован происходящим. Как и многие во всём мире. К тому же, артист извинился.
— Он [Василий Синайский] сожалеет. Это эмоциональная реакция — эмоциональная реакция человека. Опять же, не в оправдание, но в объяснение: да, он наш, российский человек, но при этом международный музыкант, который представляет нашу культуру во всём мире, и большую часть своей творческой биографии проводил в Европе. И, собственно, где вся эта ситуация его и застигла. Мы сейчас знаем про то зашкаливающее давление, которое осуществляется на наших граждан, особенно на граждан наших заметных — со стороны, скажем, как профессионально подготовленных, так и простых обывателей, того, что называем мы сегодня коллективным западом, поскольку степень их объединения в этих усилиях действительно весьма существенна. И хотел бы обратить внимание, что творческие люди, к которым относится и господин Синайский, — они всё-таки, прежде всего, эмоциональны, а потом уже рациональны в своих оценках, суждениях. И слава богу — иначе как бы развивалось искусство? — подчеркнул Черкасов.
Принимать некоторые решения по поводу дальнейшей судьбы запланированных мероприятий, в том числе и юбилейного концерта дирижёра, «придётся с колёс» — в зависимости от дальнейшего развития событий. Однако не только творческим, но вообще всем людям необходимо давать шанс.
— Эта история — она всё равно вдолгую, и мы должны выходить из неё достойно. Я имею в виду историю не специальной военной операции, а вот это зарастание ран. Надо понимать, что культура будет с точки зрения сближения человеческих отношений на переднем краю. Мы должны по мере сил всё-таки быть гуманнее, тем самым выше. И безусловно, как я уже сказал, отталкивать людей, которые готовы поддерживать нашу сторону во всех смыслах, — это неправильно. Это не по-государственному, — считает Черкасов.
Быть выше и оттого гуманнее между тем ещё недавно не стремились ни в Европе, ни на других континентах. В США отстранили российского дирижёра Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева от выступлений в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Вместо Гергиева дирижировать Венским филармоническим оркестром назначили Янника Незе-Сегена. А петербургских артистов балета отстранили от участия в конкурсе в Лозанне. И таких примеров десятки. Но в последние пару недель температура отношений начала, вроде бы, выходить из минуса. Возможно, поданный Петербургом пример станет вскоре заменившим культуру отмены трендом: ведь искусство должно быть, как уже говорилось сотни раз, вне политики.