Книжный рынок-2022: рост цен на бумагу и чернила, отзывы лицензий и поиск новых имён
Когда бумага и чернила на вес золота
Сложности с поставками бумаги и растущие цены на неё повлияли весной 2022 года не только на работу офисов и выдачу чеков в общепите. Книгоиздание также оказалось перед лицом ряда трудностей, из-за которых книги могут стать ещё менее доступны широкой аудитории.
— Себестоимость книг подскочила где-то на 30%, и мы вынуждены это учитывать. С начала года повышение составило 15-20%. И мы надеемся, что в дальнейшем, в течение года, оно составит 5-7% до уровня инфляции, будем к этому стремиться, — рассказал в интервью 78.ru на открытии «Книжного салона» в Петербурге Олег Новиков, президент издательства «Эксмо-АСТ», совладелец сети книжных магазинов «Буквоед» и член правления Российского книжного Союза.
Тем не менее, издательства ищут выход из ситуации. Как рассказала Екатерина Кожанова, PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ», в данный момент налаживаются контакты с российскими производителями бумаги, а также с китайскими партнёрами. Правда, качество отечественной бумаги уступает зарубежному, а цена ничуть не ниже, чем была до начала санкционного периода.
В целом же Екатерина Кожанова подчеркнула: весь рынок нацелен на то, чтобы замещать зарубежных авторов отечественными в разных форматах. Над этим будет работать и Российский книжный союз:
— Мы как издатели запускаем Национальную премию молодых авторов, чтобы их поддержать, всячески развиваем писательские академии.
Прогнозы — позитивные
В целом же книжный рынок, несмотря на финансовые трудности и другие проблемы, практически восстановился после пандемии, отмечают эксперты.
— Пандемия сильно ударила по книжной индустрии, объём рынка сократился на 13%, — рассказала PR-директор «Эксмо-АСТ». — В 2021 году мы увидели рост примерно на 13%, и сейчас книжный рынок составляет порядка 95 млрд рублей. Пока по количеству наименований в этом году мы идём в рамках сезонности. У нас высокий сезон начинается к учебному году, а к лету рынок просаживается, и вот пока мы в этих цифрах без каких-либо серьёзных отклонений.
Олег Новиков также подчеркнул, что книгоиздание вышло на допандемийный уровень. Президент «Эксмо-АСТ» отметил, что росту интереса к книгам способствовало и открытие книжных магазинов. Что же касается стремительного роста онлайн-магазинов и маркетплейсов — они физическим магазинам не конкуренты, считает Олег Новиков. Ведь книжный магазин сегодня это не только точка продаж, но и место, где можно провести досуг, получить консультации, хорошо провести время и узнать что-то новое.