Изменения в афише: петербуржцы пытаются вернуть деньги за билеты на отменённые концерты
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой, предложив продлить порядок отмены, замены или переноса концертов до 1 сентября. Как отметил Титов, из-за санкций многие мероприятия отменены, в том числе по причине трансграничных ограничений и нарушения логистических связей. В этих условиях зрители требуют возврата денег. Но поскольку ситуация в индустрии критическая, бизнес-омбудсмен поддержал идею моратория на возврат билетов, передаёт корреспондент 78.ru.
Массово переносить выступления в нашей стране многие артисты начали в марте, рассказывают организаторы и добавляют: в Петербурге концертов западных исполнителей, которые отказались приезжать в Россию, в ближайшее время точно не предвидится, в том числе и из-за приостановки авиасообщения с рядом зарубежных государств.
Еще в 2019 году доля концертов иностранных артистов в России была на уровне 20%, говорят эксперты. Уже в пандемию этот показатель упал до 3%, а в марте 2022-го и вовсе стал ниже 1%. Сложившуюся ситуацию в индустрии промоутеры называют катастрофической. Чтобы провести мероприятие агентства вкладывают большие средства в организацию: доставку оборудования, транспортировку инструментов, размещение самого артиста, а в случае отмены деньги эти, как правило, не возвратные. Убытки сейчас идут на миллионы.
— Некоторые концерты переносились по три-четыре раза. Причём каждый раз мы тратили средства на рекламу. То есть денег физически нет — мы же их не держали под подушкой, они тратились. Ситуация… Будут, конечно, какие-то иски, — говорит генеральный директор промоутерской компании Илья Бортнюк.
Но не только западные артисты решили, что можно внезапно изменить свой рабочий график. Многие российские музыканты тоже не спешат на встречу к поклонникам. А при условии, что 85% концертного рынка — это отечественные исполнители, можно говорить о колоссальных финансовых потерях.
Промоутеры не исключают, что деньги за несостоявшиеся мероприятия слушатели могут и не получить. Отрасли, которая терпит убытки, нужна поддержка извне. В сравнение приводят западный опыт, где в период пандемии, власти оказали концертной индустрии финансовую помощь.
— К сожалению, у нас никто отрасли не помог. Я, если честно, жду огромное количество банкротств в промоутерском бизнесе, потому что вряд ли кто-то сможет исполнить все свои обязательства, — рассуждает президент промоутерской корпорации Евгений Финкельштейн.
Российским слушателям советуют выдержать паузу и дождаться, когда индустрия всё-таки адаптируется к новым реалиям. По прогнозам организаторов, концертная индустрия будет двигаться в сторону молодых отечественных исполнителей.
— Условно, если большая фигура типа БГ или Шевчука понимает, что любое выступление это так или иначе высказывание и они должны артикулировать ту или иную позицию, то молодые артисты в силу того, что у них просто маленькая аудитория, могут себе позволить просто заниматься своим делом, — объясняет ситуацию директор промоутерской компании Денис Рубин.
По словам певца Родиона Газманова, у его команды появилось огромное количество запросов и концертов.
— Мы сейчас делаем один сольник за другим. Наконец-то, музыкальная отрасль в нашей стране начала дышать, — отметил музыкант.
Впрочем, не только молодые артисты готовы продолжать свою деятельность в России. Поклонники многих уже известных исполнителей увидят своих кумиров совсем скоро. На ближайшее время в Петербурге запланированы концерты групп «Ария», «Аукцыон», «Билли’С Бэнд», «Танцы Минус», а также Jony и Дельфина. В свою очередь промоутеры планируют вести переговоры с западными исполнителями, чтобы для российской публики организовать онлайн-выступления звёзд мировой сцены.
Видео: 78.ru