Общество
17:5513 мая 2022

Спасительные рейсы: 80 лет со дня возобновления движения трамваев в блокадном Ленинграде

Первоначально запустили пять больших транзитных маршрутов по тому же принципу, как сейчас метро. То есть это были маршруты, проложенные так, чтобы из любого крупного района города в другой можно было добраться через центр только с одной пересадкой.

Фото: пресс-служба СПб ГУП "Горэлектротранс"

В Петербурге вспоминают важную блокадную дату: 80 лет назад в Ленинграде восстановили трамвайное движение. Жители осаждённого города смогли воспользоваться электрическим транспортом после нескольких месяцев перерыва. В музее Горэлектротранспорта к годовщине этого события устроили историческую реконструкцию и показали трамвай, который вышел тогда на линию, передаёт корреспондент 78.ru.

Долгожданный звук, который жители блокадного города не слышали с декабря 1941-го, когда Ленинград был обесточен. Трамваи встали, но работа не прекращалась — вагоны и контактную сеть готовили к перезапуску всю холодную зиму.

— Первоначально было запущено пять больших транзитных маршрутов по тому же принципу, как сейчас метро. То есть это были маршруты, проложенные так, чтобы из любого крупного района города в другой можно было добраться через центр только с одной пересадкой, — рассказывает историк-экскурсовод Виктор Варганов. — Люди катались, просили вагоновожатого позвонить в звонок. Этот звук был для них как музыка.

Константин Шпиллер — сын директора парка, откуда в апреле 1942 года вышел на линию пассажирский трамвай. Сегодня он делится воспоминаниями отца о том, как происходило возвращение электротранспорта в блокадный город.

Фото: пресс-служба СПб ГУП "Горэлектротранс"
— В этот день движение началось в 6 часов утра, заканчивалось в 21:30, и все трамваи в благополучно вернулись в парк. В дальнейшем, конечно, жизнь была очень тяжёлая, потому что враг заметил мерцание над Ленинградом — оно происходило на пересечении стрелок, — отмечает Шпиллер.

Трамвайное движение было развито в Ленинграде ещё до войны. Те, что работали на линии во время блокады, изготавливались на Путиловском заводе в начале 30-х годов. В основном пассажиров перевозили вагоны модели МС.

— Не только они, были и другие, но эти в первую очередь. Они имели ряд преимуществ: отчасти были небольшими, с другой стороны, если случался обрыв контактной сети после обстрела, их было проще вытолкать прямо руками за пределы обесточенного участка, 0 объясняет начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ Павел Ялышев.

Сегодня по улицам Петербурга запущены реплики легендарных вагонов. Туристические маршруты пролегают по историческому центру. Оригинал блокадного транспорта большую часть времени проводит в парке, но по случаю юбилея восстановления движения тоже вышел на линию. По словам водителя музейного экспоната, в управлении раритет неприхотлив.

Фото: пресс-служба СПб ГУП »Горэлектротранс
Фото: пресс-служба СПб ГУП "Горэлектротранс"
— Да, вагон несложный. Всё очень просто. Вагон 33-го года. Ну, как говорится, газ и тормоз. Больше тут ничего нет. Современные вагоны напичканы электроникой, там надо больше разбираться, вникать. А тут всё очень просто, — говорит водитель трамвая Алексей Жихаревич.

Для пассажиров электротранспорт начал работать 15 апреля 1942-го. Но само движение открылось чуть раньше — ещё 7 марта, когда на улицы Ленинграда выехали грузовые трамваи.

Сотрудники музея провели реконструкцию запуска движения. Трамвай МС совершил несколько рейсов, перевозя пассажиров и солдат в аутентичной блокадному времени одежде. Также участники почтили память сотрудников парка, погибших в Ленинграде во время войны, возложив цветы к мемориалу.

Видео: 78.ru

Транспорт БлокадаИсторияВидео
Андрей Макаров