Битва за справедливость с Sony и Apple: сотни коллективных исков от петербуржцев тщетны?
Волшебство эпохи санкций: ваша техника превращается…
Глобальный и стремительный исход крупных зарубежных компаний с российского рынка оказался для отечественных потребителей настоящим ножом в спину. Весной 2022 года прямо на наших глазах творилась своего рода тёмная магия: дорогая техника как по волшебству теряла часть своих свойств, а то и вовсе превращалась в «кирпич».
Запчасти для иномарок и расходные материалы для импортной техники вдруг стали недоступны обычным людям и предприятиям, не нарушавшим никаких законов и правил. Зарубежные онлайн-сервисы закрыли для россиян свои подписки на будущее, а в некоторых случаях даже оплаченные абонементы и аккаунты оказались недоступны.
Пострадали от таких действий зарубежных компаний как рядовые потребители, так и фирмы, использующие в своей работе зарубежную технику, мебель и т. п. Справедливо полагая себя обиженными и обманутыми, многие россияне решили обратиться в суд, дабы потребовать возмещения материального ущерба и морального вреда. На данный момент количество таких исков растёт едва ли не в геометрической прогрессии.
Так, ещё в начале марта организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» подала иск к компании Apple (если быть точнее, к российскому представительству компании — ООО «Эппл Рус»), требуя признать приостановку продажи и обслуживания «яблочной» техники в России противоправными действиями, нарушающими права и интересы российских потребителей. Истцы потребовали наложить арест на счета и имущество компании, пока та не восстановит поставки и продажу, а также обслуживание своей техники в России.
Почти через два месяца, в конце апреля к Apple были предъявлены новые официальные претензии. 26 апреля в Пресненский суд Москвы был подан коллективный иск к ООО «Эппл Рус» от пользователей iPhone и прочей «яблочной техники». На этот раз суть претензии состояла в невозможности пользоваться сервисом бесконтактных платежей Apple Pay. Доступ к нему компания начала ограничивать уже в марте.
Суть претензии проста: люди покупали технику с расчётом на определённый спектр функций, который производитель искусственно ограничил уже после покупки. «Аппетиты» истцов не слишком велики: они требуют компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей и уменьшения стоимости купленного товара соразмерно «урезанию» его свойств. Определить и назначить его размер должен суд.
Юристы отмечают: по законам РФ компании не могут прекращать свою коммерческую деятельность, не выполнив в полной мере свои гарантийные обязательства перед потребителями. Но сейчас мы наблюдаем именно это, и в довольно большом масштабе.
Очень дорогой «кирпич» от Sony
Но если пользоваться смартфонами Apple пока можно и без «обрезанных» функций, то есть и другие случаи, довольно вопиющие. Так, счастливые обладатели довольно дорогой и весьма желанной всеми подростками приставки Sony Playstation оказались совсем уж у разбитого корыта. Компания Sony просто «отрубила» пользователям из России доступ к интернет-магазину игр и возможности играть онлайн. А приставка без игр — всё равно что книга без текста.
Правда, к ситуации с компанией Sony, резко ограничившей доступ россиян к PlayStation Store и подписке PS Plus, при этом не желающей возвращать нашим пользователям деньги за подписку, эта оправдательная история вряд ли относится. Здесь, как считают другие эксперты, налицо дискриминация потребителей по территориальному признаку. Но, без сомнения, как зарубежные компании, так и российские потребители оказались сегодня в совершенно уникальной ситуации, правоприменительная практика по которой будет создаваться впервые.