Приключения украинского капитала в Петербурге сквозь призму теории шести рукопожатий
Приключения сватов в России
Украина готовит масштабную национализацию российской собственности. Щадить не будут ни юридических лиц, ни физических. Вариантов спасения всего два — смена гражданства и передача активов местным резидентам. Вероятно, в некоторых случаях фиктивная. При этом даже сейчас властям страны будем чем поживиться. Это и банки, включая украинскую дочку Сбера под названием МР банк, и заправки «Татнефти», и энергетические сети, и розничная торговля, и ещё много всего. В то же время многие украинские олигархи вовсе не торопятся покидать российский рынок.
В последнее время публикации о собственности представителей украинского списка Forbes на территории «ворога» получили большой резонанс. Часто речь идёт о совсем неочевидных вещах, ведь демонстративно патриотичное «шановне панство» старается не светиться, где не следует.
Среди упомянутых активов 78.ru больше всего заинтересовала петербургская компания «Нью Даймонд Технолоджи». Это производство синтетических алмазов и бриллиантов, расположенное в Сестрорецке. Во-первых, речь идёт о предприятии с берегов Невы. Во-вторых, нас, конечно, шокировало утверждение о том, что деньги в Северной столице не гнушается зарабатывать сам Игорь Коломойский — бывший работодатель, деловой партнёр и чуть ли не «крёстный отец» президента Украины Владимира Зеленского.
По данным СМИ получалось, что производство алмазов в Сестрорецке Коломойский контролирует через предпринимателя Тимура Миндича. Близость данной персоны и к Коломойскому, и к Зеленскому ни для кого не составляет секрета. Более того, по данным «Известий», именно он и свёл политика-актёра с олигархом в далёком 2008-м году. Миндич был совладельцем офшора в Белизе, через который Коломойский владел медиагруппой «1+1», той самой, где работал Зеленский. Миндич же отвечал за охрану группы «Приват» Коломойского и при этом вместе с Зеленским был совладельцем компании «Студия Квартал 95» — главного детища актёра, выросшего из одноимённой команды КВН. Студия, к примеру, снимала знаменитых «Сватов». А за их прокат в России отвечала Green Films Ltd. Свою долю в ней Зеленский передал именно Миндичу.
При этом в публикациях о петербургской компании отсутствовали ссылки на официальные документы. Мы решили проверить, насколько прозвучавшие утверждения соответствуют действительности. Согласно СПАРК, генеральным директором «Нью Даймонд Технолоджи» является Роман Колядин, эта же фамилия указана и на официальном сайте фирмы, но сама она на 100% принадлежит люксембургской MINERAL ASSETS CORPORATION S.A. В ней в свою очередь в качестве генерального директора указан Владимир Никельс — человек с экстравагантной страничкой в соцсети «ВКонтакте», который, если ориентироваться на опубликованные фотографии, мало похож на крупного бизнесмена. Разве что с точки зрения размера мышечной массы.
Бриллиантовая рука
В той же базе можно узнать, что люксембургскому офшору «Нью Даймонд Технолоджи» принадлежит только с декабря 2014 года, а появилась она на полгода раньше и сперва была собственностью Николая Тамазовича Хихинашвили. Уже в 2015 году молодая фирма добилась грандиозного успеха, засветившись в СМИ с уникальным «русским бриллиантом» — самым крупным синтетическим бриллиантом в мире. Его скромно назвали Big Tamazi в честь президента и, судя по всему, отца основателя. Он в публикациях указан в качестве президента компании. Более того, если зайти на страничку Тамази Хихинашвили в Linkedin, то и сейчас он там представляется именно президентом «Нью Даймонд Технолоджи». Предприниматель подписан на группу IDEX Online — это крупнейшая платформа по онлайн-торговле бриллиантами. А Николаю Хихинашвили, согласно СПАРК, сейчас принадлежит интернет-магазин «Лабриллианте», который, как несложно догадаться, торгует в 30 странах премиальными ювелирными изделиями с искусственно выращенными бриллиантами.
Всё это хорошо, но причём здесь Миндич с Коломойским и Зеленским? Ларчик открывается достаточно просто — через запрос на сайте агентства «Люксембургские коммерческие реестры». Это полугосударственная организация, ведущая на территории карликового государства официальный реестр бенефициарных владельцев. Там указано, что последняя декларация MINERAL ASSETS CORPORATION S.A подавалась 28 февраля 2022 года, то есть, уже после известной даты Z. Доля в 50% принадлежит Теймуразу Хихинашвили, а другие 50% — Тимуру Миндичу.
Нам удалось найти и некоторые другие документы, также имеющие отношение к люксембургскому офшору. В уставе указано, что цели MINERAL ASSETS CORPORATION S.A заключаются в создании, развитии, управлении и контроле над различными предприятиями. При этом из резолюции, касающейся изменения количества директоров, можно сделать вывод о том, что Теймураз и Тамази Хихинашвили являются родными братьями. Дело в том, что отчество Тамази нигде в открытых источниках не указано, а там оно есть и совпадает с отчеством Теймураза. Из того же документа следует, что оба предпринимателя родились в Кутаиси с разницей в несколько лет.
Лучшее топливо
В отличие от брата, попавшего в объектив СМИ фактически всего один раз благодаря бриллианту Big Tamazi, Теймураз Хихинашвили является публичной персоной. Он председатель Израильско-Российского делового совета и первый вице-президент Евро-Азиатского Еврейского конгресса, меценат, основатель ешивы «Оэль Яаков-Йосеф» в израильском Ашдоде, бывший директор департамента инвестиций в ОАО «Славнефть-Восток». У партнёра Миндича весьма обширный бизнес в России. В частности, согласно СПАРКу, ему принадлежит 17% компании «Экотон», которая торгует российской нефтью. Это в числе прочего весьма любопытно в контексте дискуссий вокруг запрета на торговлю российской нефтью в Европе, на котором настаивает Зеленский. «Экотону» торговля нефтью с Европой действительно не нужна, компания перерабатывает «чёрное золото» самостоятельно. Её основной актив — Светлоярский нефтеперерабатывающий завод, построенный в Волгоградской области в 2013 году. Как указано на сайте «Экотона», мощность НПЗ составляет 320 тыс. тонн нефти в год.
«Компания занимает ведущие позиции в производстве моторного топлива и топлива коммунально-бытового назначения, обеспечивая потребность южных регионов РФ в нефтепродуктах», — говорится там же.
Впрочем, если верить официальному сайту, компании вовсе не чужда социальная ответственность. По просьбе местных властей она отремонтировала детский сад и несколько площадок в Светлоярском районе.
Больше никаких деклараций
Однако тесные деловые связи Теймураза Хихинашвили в России обсуждаются не только в таком позитивном контексте. Предприниматель привлёк к себе внимание после ДТП с участием его дочери. В июне 2021 года Bently Лимор Хихинашвили въехал в столичный трамвай с пассажирами, но, к счастью, никто не пострадал. Тогда же, как водится, появились и разоблачительные публикации в вездесущих Telegram-каналах.
Там, в частности, утверждалось, что Теймураз Хихинашвили является партнёром жены депутата Госдумы Владислава Резника Дианы Гиндин в отельерном бизнесе через компанию «Экобытсервис», владеющей гостиницей «Меркюр Москва Павелецкая», «Ибис Москва Центр Бахрушина» и «Адажио Москва Павелецкая». Утверждается, что через компанию «Квантум Инвест» предпринимательница получает миллиардные госконтракты на поставку камер видеофиксации.
На самом деле, согласно СПАРК, Диана Гиндин не имеет никакого отношения к компании «Экобытсервис». На днях она продала свою долю Теймуразу Хихинашвили, и с 1 марта 2022 года ему принадлежат 87,5% акций. Впрочем, обличители судя по всему, не заметили, что у двух предпринимательниц с полностью совпадающим ФИО разные ИНН. Так что Диана Львовна Гиндин, являющаяся совладелицей «Квантум Инвест» вместе с экс-депутатом Госдумы Виталием Южилиным, по идее, должна быть другим лицом. Этой компании действительно принадлежит 50% ООО «НПО «ИТС», которая связана с ООО «Лаборатория цифрового зрения информационные системы», поставлявшей по госконтракту на 660 млн рублей аппаратные комплексы видеофиксации.
С супругой депутата вообще всё очень непросто. Когда в 2018 году Владислав Резник и Диана Гиндин стали участниками знаменитого суда над «русской мафией» в Испании, то адвокат парламентария называл Гиндин супругой. Вина четы в отмывании криминальных доходов, к слову, не была доказана. При этом Резник исправно сдаёт декларации о доходах, в которых никаких сведений о жёнах нет. Так что, возможно, Диана Гиндин нам всем просто приснилась. Депутат, кажется, вообще считает, что деньги любят тишину. В марте он предложил законопроект, разрешающий попавшим под санкции политикам официально не публиковать декларации, а также не обнародовать сведения о доходах супругов и детей.
При этом, в прошлом году Теймураз Хихинашвили совершенно официально приобрёл долю в российской страховой компании, став партнёром бывшего члена Совета Федерации, отвечавшего, к слову, как раз за отношения с СНГ, в том числе с Украиной.
Впрочем, Коломойскому с Зеленским можно только посочувствовать. Раздвоение личности, раздираемой между пронацистскими политическими лозунгами и старыми бизнес-интересами — тяжёлый внутренний недуг. В обычной ситуации было бы довольно странно грозить российскому бизнесу на Украине национализацией и продолжать зарабатывать в России. Но кто сейчас станет искать логику в действиях киевских вождей? Если бы эту логику не «национализировали» ещё раньше, то и никакая спецоперация бы не понадобилась.