Без подарков: что делать, если уходящий из РФ магазин отказывается принимать сертификат
Выбраны новые полотенца, постельное бельё. Коллеги знали, что дарить на новоселье — подарочную карту с круглой суммой. Но вместо обновок — закрытые двери магазина, а на горячей линии холодный голос робота: «Мы вам перезвоним».
— Якобы до 31 мая компания примет решение, как она сможет нам помочь обналичить свои карты, — жалуется петербурженка Марина Бакланова.
Бренды, покидающие нашу страну, похоже, сами не понимают, что делать, — или делают вид. От магазина одежды приходит следующее: подарочная карта стоимости не имеет, перечислить с неё ничего нельзя. И вообще, ждите и терпите, дорогие клиенты.
А вот в IKEA, напротив, готовы вернуть средства, не дожидаясь чего-либо.
— Любой владелец подарочной карты может вернуть деньги за неё или карту возврата тем способом, которым её приобретали. В случае отсутствия чека мы вернём деньги любым выбранным способом. Это отделы обмена-возврата. Они находятся в каждом магазине, — пояснил пресс-секретарь компании Константин Тюрин.
Одно дело, когда на подарочной карте 500 рублей на носки на 23 февраля, а другое — 100 тысяч, например, на стройматериалы, а строить надо не когда-нибудь потом, а сейчас.
— Речь идёт о десятках миллиардов рублей, которые подвисли у россиян на подарочных картах. С точки зрения закона — это оплата за товар магазина, подобные магазины должны предоставить услугу, — говорит экономист Максим Чирков.
Юристы дают алгоритм по поводу того, что делать, если магазин не идёт на контакт. Ведь, как правило, все заграничные бренды на территории России работают под регистрацией российских юридических лиц.
— Человек обращается в торговую точку, если она ещё есть, если её нету, обращается в письменном виде с требованием через «Почту России» заказным письмом: требование вернуть денежку, которую я внёс в качестве аванса. Реквизиты, куда вернуть, и отправляем по юрадресу, — советует юрист Алексей Койтов.
Если за десять дней деньги не вернули, тогда следует идти в суд. Срок действия карты тоже не имеет значения, лишь бы не прошли те самые три года — срок исковой давности. При самом грустном раскладе, если магазин закроется, юрлицо обанкротится, долги будут взымать приставы.
Закрыть магазины, приостановить деятельность — каждый бренд выбирает свой путь. Uniqlo заявляла, что, несмотря на международное давление, останется в России, но на западе покупатели пригрозили бойкотом. И вот тоже заявлена приостановка и как следствие — сразу очереди на входе от дверей и до самых касс. А если есть очереди, значит, имеется и выручка, и подарочные карты тоже пока принимают.
— Мы слышим разные заявления разных брендов, которые все собираются куда-то уходить. Это такой дешёвый маркетинг. Когда на общем фоне они, как шакалы, пытаются свой кусок урвать для рекламной пользы, — отмечает сопредседатель национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
Маркетологи ждут возвращения западных компаний на наш рынок — более того, уверены, что подарочные карты тоже заработают. Но, возможно, придётся подождать, пока сами бренды поймут, что им дороже: скандалы и урон репутации — или то, ради чего они и существуют, а именно — постоянная, а не сиюминутная прибыль, в том числе за счёт подарочных карт.