Методы воспитания: психологи объяснили, как избежать конфликта в школе
Крики, нецензурная лексика, а порой и рукоприкладство — вряд ли, отправляя ребёнка в школу, родители ожидают, что там он будет участвовать в конфликтах, а не изучать точные и гуманитарные науки.
— Когда дети хамят — значит их недовоспитали, когда взрослые — значит они потеряли чувство меры, — отметил руководитель ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов.
Причин для скандалов много. В случае со школой № 290 из Красносельского района поводом послужил опрос. Часть родителей была шокирована, когда их дети прислали фото анкет, которые их попросили заполнить. В списке оказались вопросы, на которые и взрослый затруднится ответить: считаете ли ваших друзей способными совершить преступление, как и зачем совершали противоправные действия. При этом варианта «не совершал» предусмотрено не было.
— Я смотрю на вопросы, и возникли большие вопросы к вопросам. Почему эти анкеты вообще к детям попали? Они дети. И зачем такие вопросы вообще задавать? Про убийство и алкоголь. Мне хочется спросить, вы их сами на это толкаете? Вы хотите, чтобы наши дети задумались про убийство и алкоголь? — возмутилась мать одной из школьниц.
Педагог объяснила родителям, что тест был добровольным, а после провела нравоучительную и эмоциональную беседу со школьниками. По версии учителя, этого скандала вовсе можно было избежать.
— Очень неприятно, что в чатах вижу очень много негативных комментариев. Хотя это всё можно было урегулировать при очных встречах, — отметила она.
Но в случае недопонимания между педагогом и ученицей гимназии № 363 конфликт не ограничился разговором на повышенных тонах, дело дошло до применения силы.
— Она [педагог] по левой щеке ударила ей рукой. Там красное было, а когда красное, прошло там, у неё синяк был под глазом, — отметил ученик гимназии № 363 Лев Ефимов.
Так учитель английского языка пыталась приучить одну из второклассниц бережно относиться к интерактивной доске, которую недавно установили в классе. Позже, поняв, что девочка все же ничего не сделала, учительница предложила ей странный вариант загладить вину — ударить её тоже по щеке. Девочка ударила.
Об этом учителя и администрация школы никому не рассказали. Родители Софии только на третий день узнали, что произошло с дочерью и сразу же пришли в гимназию. Директор пообещала, что отстранит провинившегося педагога, но слово в итоге не сдержал. Пришлось обращаться в профильные комитеты.
Некоторые школьные конфликты могут быть не столь однозначными, какими кажутся на первый взгляд. На видео, распространенном в сети, — учитель в грубой нецензурной форме — не пропускает подростка в туалет. Ролик вызвал большой резонанс и возмущение — взрослым в принципе недопустимо так общаться с ребёнком, а уж тем более — учителям.
Фразы в ролике действительно шокируют, если не знать, что всё это — вершина айсберга, и конфликт давно перешёл из плоскости «учитель-ученик» в иную, очень личную и трагическую. По словам родителей одноклассников, школьник, снявший это видео, довёл до инфаркта супруга своей наставницы, который потом скончался. Мужчина преподавал ОБЖ.
— Это надо было постараться довести. Мы видим вырванный из контекста ролик — это интернет-хайп, какие последствия будут непонятно, а человек сейчас страдает, — рассказала мать ученика СОШ Санкт-Петербурга Ирина Присяжнюк.
На защиту педагога бросилось большинство родителей. Позже подросток, который загрузил видео в интернет, пожалел о случившемся, и извинился перед учительницей.
Нередко в результате ссоры учителя и ученика, о конфликте узнают все в школе. Как это было у Виолетты. Она решила собрать подписи, чтобы сменить классного руководителя. Из 31 одноклассника свой автограф в петиции оставили более 20 детей. И вскоре девочку вызвали на ковер к завучу. После началась травля.
— Некоторым детям, с которыми я общалась все эти дни, сказали не общайтесь с этой девочкой, потому что мало ли что она еще сделает. Я так поняла, что некоторые родители испугались, что их детей наругают и так далее, — рассказала семиклассница.
В итоге класс разделился на два лагеря. Противники Виолетты утверждали, что она подделала подписи и вообще часто конфликтует со школьным коллективом. В итоге классный руководитель решил сложить с себя полномочия, а родители других учеников посоветовали девочке перейти в другой класс.
Психологи уверены, что избежать серьёзных конфликтов поможет диалог. Наладить его могут как психологи, так и сами учителя. Важно, чтобы взрослый не только услышал позицию ребёнка, но и грамотно донёс ему свою.
— Для этого взрослому самому нужно быть готовым к тому, что не всегда получается выстроить диалог с подростком, когда много гормональных всяких влияний, когда есть желание отделиться от взрослого, когда есть желание отстоять позицию, что этот диалог может пойти в грубой форме, — отметила психолог Татьяна Гилева.
Важна и роль родителей. По мнению психологов, они должны говорить ребёнку не только о его правах, но и обязанностях. В таком случае шансов, что у ученика возникнет конфликтная ситуация с педагогом будет в разы меньше.
Видео: 78.ru