Светские рауты Петербурга: как будет выглядеть музей-квартира мецената Митрофана Беляева
В Петербурге появится музей-квартира мецената и музыкального издателя Митрофана Беляева.
Голые стены и потрескавшаяся лепнина. Пока что интерьер столовой в квартире мецената и музыкального издателя Митрофана Беляева — не соответствует той творческой обстановке, что царила тут в прошлом, когда здесь собирались звёзды академической сцены: Композиторы обсуждали музыкальные новинки и даже сочиняли короткие опусы.
— Композиторы, тот же Соколов или Лядов шли через музыкальную гостиную до конца в нотную библиотеку, где тут же рождалось произведение, чаще всего, это шутливое произведение, — поделился историк музыки Андрей Алексеев-Борецкий.
Печально выглядит и нотная библиотека, где Беляев хранил сочинения классиков, в таком же состоянии и гостиная. Однако скоро — всё изменится. Инвестор — нынешний владелец квартиры планирует цикл полной реставрации.
— В первую очередь, конечно, будет визуализация этого проекта, проработка каждой комнаты, после визуализации — мы приступим к реставрации, — рассказал президент союза частных музеев и коллекционеров Семён Жильцов.
В этих стенах создадут современный мультимедийный музей-квартиру Митрофана Беляева. В экспозиции применят технологию дополненной реальности, а также по крупицам воссоздадут обстановку столовой, музыкальной гостиной, нотной библиотеки и диванной. Там композиторы отдыхали после лёгкой трапезы или музицирования.
Предположительно, в углу этой комнаты находился диван из зелёного штофа. На нём любил отдыхать молодой композитор Александр Скрябин. По воспоминаниям современников «близкий друг Митрофана Беляева в жизни и искусстве».
В разное время в тесный круг общения мецената и музыкального издателя входили такие авторитетные представители академической музыки, как Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин и Пётр Чайковский.
— Он издавал исключительно русских композиторов, покупал права на произведение у композиторов, платя щедрый гонорар за это проведение, — пояснил историк музыки.
Ноты издавались в Лейпциге, продавались по всей Европе. Беляев популяризировал русскую музыку. Кроме этого, каждую пятницу он устраивал музыкальные вечера в своей квартире с участием звёздных гостей.
Сейчас эту традицию решили возродить. На площадке будущего музея уже прошёл небольшой камерный концерт. Планируется, что такие представления после открытия музей будут проводиться регулярно. А место — станет точкой притяжения для молодых композиторов.
— В своей жизни я не сталкивалась, чтобы в Петербурге было что-то подобное. Мне кажется, что эта квартира действительно может стать таким неформальным центром академического музыкального Петербурга, — отметила композитор Настасья Хрущёва.
На реализацию амбициозных планов инвестор отводит год. Предполагается, что за это время команда специалистов из 20 человек успеет подготовить пространство и переоборудовать его под музей-квартиру.