Достоевский на передовой: как русские писатели, артисты и художники стали комбатантами

19 мар, 11:03
Анна Федорова
В Финляндии отменили «Лебединое озеро», Пиотровского исключили из международного объединения директоров музеев, в итальянском вузе «канцелингу» подвергся даже Достоевский. Американский журнал The Economist объяснил, что культура — это та же война.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа, facebook.com/St.PetersburgFestivalBallet

Ты виноват уж тем…

В международном праве прописан статус комбатантов. Это люди, которые в ходе вооружённых конфликтов имеют право на применение военной силы и могут быть объектом применения военной силы, а в случае попадания в стан врага с ними следует обращаться, как с военнопленными. Разведчики, партизаны и инструкторы — комбатанты, а врачи, журналисты, священники, артисты и персонал, отвечающий за хранение культурных ценностей — не комбатанты. В них нельзя стрелять. Но, похоже, на просвещённом Западе с недавних пор придерживаются иной логики, которая распространяет «территорию войны» на сферу культуры. В свежем выпуске влиятельного британского журнала The Economist опубликована программная статья, расставляющая все точки над «i».

«Эскапизм — это политика, если политика — это то, чего вы избегаете», — объясняют авторы.

Этот тезис они иллюстрируют на примере злоключений российской оперной звезды Анны Нетребко. Концерты с её участием на Западе отменены, Баварская опера разорвала контракт с певицей. Журналисты британского издания считают, что это правильно и разумно. Их не устроил официальный комментарий артистки. Она заявила, что «против войны», но «любит свою родину» и считается неприемлемым «заставлять осуждать свою родину». В интерпретации журнала это означает «отвергла войну на Украине, но не Владимира Путина». Вердикт — подвергнуть жестокому канцелингу, что в сфере искусства является чем-то вроде культурного аналога ковровой бомбардировки.

Фото: via www.imago-images.de/globallookpress.com

Разумеется, не обошлось без знаменитого argumentum ad Hitlerum, лишний раз подтвердившего Закон Годвина. Он, как известно, гласит, что по мере разрастания дискуссии вероятность упоминания Гитлера стремится к единице. Казалось бы, Нетребко и Гитлер — это как красавица и настоящее чудовище, что между ними общего? Навести мосты помог знаменитый немецкий дирижёр первой половины XX века Вильгельм Фуртвенглер, который, в трактовке авторов, не вступал в нацистскую партию и помогал спасаться евреям, но остался в Рейхе. Его позицию о служении искусству журнал считает неубедительной. Нетребко никогда не жила в Рейхе, оправдание нацизма в России в отличие от Украины карается тюрьмой, но как ещё можно было оправдать дальнейшие абсурдные выводы?

Итак, следим за логической цепочкой. Фуртвенглер говорил, что он служит искусству, а искусство служит объединению людей. То же самое, по мнению авторов, могла бы повторить и российская певица. Но «во время войны» и «в условиях диктатуры» нет ничего более политического, чем попытки объединение людей, разделённых более серьёзными вопросами. Переводя на русский, всякий российский артист должен заявить о полной капитуляции, сдаться, как всякий комбатант, предать свою страну, и лишь тогда можно рассмотреть его просьбу о прощении и допуске к работе.

Правда, это тоже не гарантия. К примеру, пианист Александр Малафеев сделал заявление по поводу спецоперации на Украине в лучших традициях «стыжусь, что я русская». Публичное самоуничижение на Западе одобрили, но концерты в Канаде всё равно отменили. То есть, артист, даже полностью приняв чужой символ веры, подвергся преследованию исключительно из-за своего происхождения.

Спасём Европу от русских лебедей

Свежие новости с культурного фронта продолжают поступать в ежедневном режиме. В Финляндии сумели смело дать отпор русским балеринам из St Petersburg festival Balle. Все попытки показать «Лебединое озеро» были героически пресечены, запланированного спектакля не будет. А в международном объединении директоров крупных музеев «Группа Бизо» обнаружили особо опасных диверсантов. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и несколько его коллег оперативно исключены из организации.

Фото: stpetersburgfestivalballet.com
Фото: stpetersburgfestivalballet.com

Ярким примером боевых действий на культурном фронте можно считать и видео известного американского политика и артиста Арнольда Шварценеггера. Он выступил с десятиминутным обращением к россиянам и российским солдатам. Содержание незамысловатое — вам врут, война несправедливая, на Украине нет нацистов. Возможно, Шварценеггер не виноват, так как врут как раз ему, не рассказывая ни о сожжённых заживо пророссийских активистах в Доме профсоюзов, ни о нацистских батальонах, ни о регулярных ударах по жилым кварталам Донбасса. Но так или иначе налицо то, что звезда голливудских боевиков 80-х и 90-х пытается использовать свою популярность в России, завоёванную на ниве кинематографа, для того, чтобы добиться политических целей. Именно таким должно быть настоящее искусство с точки зрения The Economist. А всем, кто считает, что оно должно объединять людей вне зависимости от национальных и политических перегородок, отныне объявляется вечный бойкот. Кажется, такая позиция была популярна как раз в Третьем Рейхе.

В Италии на родине фашизма культурная война перешла даже границы жизни и смерти. Миланский университет запретил профессору Паоло Нори читать лекции о Фёдоре Достоевском. Ситуация разрешилась лишь после того, как учёный публично возмутился в Instagram.

Лучшим ответом на эти посылы и атаки может служить ответное письмо «забаненного» Пиотровского коллегам из Группы Бизе.

«Я против решения проблем силовыми методами, я ненавижу войны и революции. Но профессия требует думать о судьбе культуры и её целебной роли в обществе. Я говорил и повторяю, что мосты культуры должны взрываться последними. Я хорошо помню, как в эпоху Холодной войны мой отец и его коллеги в СССР и на Западе сумели эти мосты сохранить. Сегодня мы должны доказать, что можем их защитить», — написал директор Эрмитажа.
Паоло Нори  Фото: instagram.com paolo.nori
Паоло Нори/ Фото: instagram.com/paolo.nori

И добавил, что с удовольствием примет любого из коллег в Петербурге. И что-то подсказывает, что в российском музее никому и в голову не придёт убирать в запасники «Мадонну Литту» итальянца Леонардо да Винчи.