Как Малевич с Кандинским попали в заложники в просвещённой Европе
Долой женский торс
В начале февраля в Нидерландах в ознаменование окончания музейного локдауна открылась выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Эрмитаж и Русский музей отправили в Амстердам сотни экспонатов первой половины 20-го века. Это изобразительное искусство, книги, текстиль, фарфор. В экспозиции были представлены картины Казимира Малевича «Женский торс», «Крестьянин в поле», «Супрематизм» и тот самый знаменитый «Чёрный квадрат», работы Василия Кандинского «Пейзаж» и «Эскиз в композиции V», а также коллекция Императорского фарфорового завода.
Праздник искусства длился недолго. На фоне начавшегося на Украине обострения вооружённого конфликта Центр «Эрмитаж-Амстердам» объявил о прекращении сотрудничества с российским Эрмитажем. В голландском музее заявили, что другого выбора у них не было, хотя и выразили надежду на мир и возобновление сотрудничества.
Правда, миром пока не пахнет. И если на юге и востоке Украины инициатива остаётся за российскими вооружёнными силами, то за сотни и тысячи километров от мест ведения боевых действий западные страны отыгрываются на мирных спортсменах, деятелях искусства, а то и обычных туристах. Причём «прилетает» в равной степени даже тем, кто открыто выступил за скорейшее прекращение огня. Впрочем, о чём тут говорить, если под санкции попали даже Малевичем с Кандинским, умершие более 75 лет назад. С такими успехами не за горами момент, когда начнут жечь книги Толстого с Достоевским.
Традиции воровства
В этой связи у некоторых искусствоведов возникли опасения по поводу благополучного возвращения художественных ценностей на родину. Звучат опасения и поводу прекращения других совместных проектов. К сожалению, оснований для этого более чем достаточно. Хвалёное уважение к праву собственности, которого, по мнению либералов, так не хватает нашей стране, в последние дни всё чаще подводит западный мир. Началось с заморозки активов Центробанка, потом стало известно об аресте яхты российского бизнесмена Алишера Усманова в Гамбурге. Она стоит порядка 600 млн долларов. Яхта — не предмет искусства, но если можно задержать её, то почему не арестовать и картины Кандинского?
Тем более что громкий эпизод со скифским золотом из Крыма приключился ещё до обострения конфликта. В октябре апелляционный суд в Амстердаме решил передать 2000 золотых предметов из скифских курганов Киеву. Крымчане необдуманно отправили коллекцию на выставку в музей Аллада Пирсона в Нидерландах в 2014-м до воссоединения с Россией. Назад скифское добро отдавать отказались. Россия пыталась решить вопрос в правовом поле, но «небасманное» правосудие проигнорировало позицию наших юристов и музейщиков. Так что опыт беззастенчивого воровства российских предметов искусства у Запада уже есть. Видимо, это добрые европейские традиции, восходящие к похищению Янтарной комнаты. Впрочем, в самом Эрмитаже всё ещё надеются на лучшее.
— Учитывая беспрецедентный уровень давления, с которым в нынешней политической ситуации столкнулись наши коллеги в выставочном центре «Эрмитаж Амстердам», нами было принято совместное решение досрочно завершить выставку «Русский авангард. Революция в искусстве». В рамках существующего выставочного соглашения начат процесс оформления скорейшего возврата экспонатов выставки на территорию РФ, — заявили 78.ru в петербургском музее.
Казалось бы, именно сейчас вопросы культурного сотрудничества между странами особенно актуальны. Ведь искусство может послужить важнейшим посредником там, где непонимание достигло уровня обмена ракетными ударами. Но, похоже, на Западе придерживаются другого подхода, расширяя территорию войны на всё новые пределы. Началось всё с обстрелов Донбасса, потом боевые действия перешли в сферу экономики, но не ограничились и ею. Далее последовал спорт, причём не пощадили даже людей с ограниченными возможностями, отлученных от Параолимпийских игр, и детей-юниоров. После настала очередь культуры. И это спустя всего неделю с начала спецоперации против нацистов. Что будет дальше? Интернирование русскоязычных жителей ЕС в концлагеря? Выделение им отдельных мест в автобусах?