Родственники детского писателя Виталия Бианки хотят восстановить скульптуру на его могиле

1 фев, 18:02
Олеся Курдюкова
Мраморная девушка с бурундуком, несмотря на охранный статус, сильно истрепалась за шестьдесят лет.
Фото: 78.ru

Почти сто лет прошло, а лёгкая и красочная подача Виталия Бианки всё так же заставляет детское воображение создавать самые яркие картины, а взрослые, читая его строки, будто на машине времени переносятся в свою юность. Книгами этого чудесного детского автора всегда были заполнены полки детских садов и школьных библиотек.

— Он был всесоюзно знаменит. Его знали каждая мама и папа, поскольку все читали детские книжки. Они с самого начала — с середины 20-х — выходили большими тиражами по несколько книг в год и в разных издательствах, — восторгается внук писателя Александр Бианки.

Издавали — и издают до сих пор. Виталий Бианки написал три сотни рассказов, общий тираж всех книг — больше 40 млн экземпляров. Сыну зоолога, кажется, судьбой было предрешено писать о животных: «Синичкин календарь», «Приключения муравьишки» и, пожалуй, самая знаменитая «Лесная газета». О природе — просто и понятно. Его книги передавали из поколения в поколение. Позднее, сначала на Ленинградском, а затем и на всесоюзном радио, выходила передача «Вести из леса». Сложно представить, но занимательно и интересно писать для детей приходилось под постоянным страхом ареста. В общей сложности Виталий Бианки провел в тюрьмах и ссылках около семь лет. Советская власть не могла забыть о его эсеровском прошлом.

— Дело даже не в арестах. У деда в дневниках есть такая замечательная фраза: «Скорее бы арестовали, надоело ждать». Ну когда вокруг все знакомые садятся, а кто-то, кто уехал в Москву, Маршак и Чуковский, они спаслись. Чем тяжелее жизнь, тем важнее для людей поиск радости, разных радостей, для деда их было много, — вспоминает внук Бианки.
Фото: 78.ru

Творчество, природа, семья, и, конечно, друзья — вот радости, которые помогали пережить самые трудные годы. Эта скульптура, рядом с которой внук писателя рассказывал нам о своем знаменитом дедушке, здесь не просто так.

— Когда умерла дедушкина ученица и друг семьи, автор этой скульптуры, тогда очень известный скульптор, Жермен Яновна Меллуп, я догадался утащить из её мастерской оригинал этой скульптуры, потому что это великая беда скульпторов — не сохраняются, — горюет Александр Бианки.

Жермен Меллуп создала своё произведение сразу после смерти Виталия Бианки в память о друге и наставнике. Гипсовый оригинал теперь хранится в той же квартире, где работал писатель, а на его могиле на Богословском кладбище Петербурга эта задумчивая девушка с бурундуком на плече выполнена уже из мрамора.

— Меллуп имела в виду в том числе и себя как скорбящую по любимому учителю. Виталий Бианки был детским писателем, мы знаем его как автора произведений о природе и жизни зверей, — рассказывает журналист, биограф Бианки Ирина Лисова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

С годами оригинал зверька на плече скульптуры был утрачен, его заменила временная копия. Да и само надгробие, которому уже больше шести десятилетий, сегодня имеет весьма печальный вид — несмотря даже на статус исторического объекта культурного наследия федерального значения. Сейчас родственники писателя планируют обратиться в петербургский комитет по охране памятников, без разрешения чиновников реставрировать объект нельзя.

— КГИОП провёл бы экспертизу, оценил состояние памятника и сообщил нам, сколько будет стоить реставрация. Надо восстановить бурундучка, надо девочку почистить, поднимать, видимо, придётся. Наверно, придётся искать какое-то финансирование, может, краудфандинг подтянем, может, найдутся добрые люди, которые помогут в этом, — продолжила Ирина.

Так получилось, что в городе, где родился, работал и ушёл из жизни знаменитый на всю страну детский писатель, нет практически никакой памяти о нём — только полуразрушенное надгробие на кладбище и небольшая табличка под окнами дома, где жил Виталий Бианки.

Дед бы не обиделся, говорит Александр Бианки. Та слава народная — она как была, так и остаётся


Другое по теме