Мнения
12:0518 января 2022

«Двойная жизнь»: как учитель биологии лишился работы из-за блога о секс-просвещении

В российских школах нет уроков, посвящённых половому воспитанию детей. При этом многие родители боятся заводить разговоры о сексуальной жизни. Обсуждение интимных тем — вопрос безопасности и здоровья детей или их развращение?

Ольга Щёгалева/ Фото: 78.ru

Последний опрос ВЦИОМ показал, что большинство родителей хотят, чтобы в школах ввели уроки о половом воспитании. Около 60% респондентов уверены, что разговоры с детьми о сексе и контрацепции можно начинать с пятого класса. Однако 27% опрошенных категорически против секс-просвета от учителей, а 68% не намерены беседовать на эту тему с детьми сами.

Секс-просвет

Петербургского учителя биологии Ольгу Щёголеву, которая пришла в программу «Хочу и буду на телеканале «78», уволили из школы при Консерватории им. Римского-Корсакова спустя три недели после трудоустройства из-за блога о сексуальном воспитании. При этом её страничка имела ограничение 18+ и была предназначена не для детей, а для их родителей.

Фото: 78.ru

Вести блог учитель с тремя высшими образованиями — биолога, педагога и семейного психолога — начала около полутора лет назад. На его создание её подтолкнул пятилетний опыт работы в школе. Общаясь с учениками, Ольга поняла, что они сталкиваются с большим количеством сексуальных проблем и не знают, к кому обратиться с ними.

— Девочки не знают о менструальном цикле, о том, как он устроен. В 16-17 лет начиная половую жизнь, они делают катастрофические ошибки для своего здоровья. Например, залезают в интернет и узнают, как избавиться от нежелательной беременности — «проспринцуйтесь уксусом, засуньте в себя лимон, полежите в горячей ванне», — пояснила Ольга.

Чтобы подобные ситуации не возникали, педагог в своём блоге учит родителей как разговаривать с детьми на интимные темы, рассказывает о болезнях, передающихся половым путём, и контрацепции. При этом на уроках биологии, которые Ольга вела с пятого по девятый класс, она не отклонялась от установленной учебной программы. Ведь в России с 2012 года действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По нему все сведения, которые могут травмировать ребёнка, разделены на категории до 6 лет, 6+, 12+, 16+. В данном законе есть положения, касающиеся и полового воспитания.

Фото: instagram.com
Фото: instagram.com
— Он не запрещает сексуальное образование, потому что к нему есть поправки, по которым педагоги, психологи и медики могут давать любую научную информацию детям в любом объёме. Но я ничего не несла в школу, преподавала биологию по программе, делила свою жизнь — на соцсети и работу, — поделилась учитель.

Как семейный психолог Ольга занималась частной практикой, работая по запросам родителей. Также женщину для проведения лекций периодически приглашали классные руководители из других школ. Перед началом занятий по секс-просвету родители ребят подписывали информационное соглашение на работу с психологом.

Правила или доверие?

Помимо осознания важности полового воспитания и ведения секс-блога Ольгу Щёголеву от других учителей отличало ещё несколько моментов. Для построения доверительных отношений с учениками она разрешала им называть себя как по имени отчеству, так и просто по имени — Ольга. Также на уроках биологии ребята могли пить любые безалкогольные напитки от лимонада до чая.

— У меня более свободный подход к преподаванию, к общению с детьми, потому что я считаю, что доверие и принятие детей — это очень важно, — отметила женщина.

Кроме того, педагог разрешала школьникам выходить в уборную без спроса, но с чётким правилом — один вернулся, другой пошёл. При этом дети не пользовались доверием учителя, чтобы прогулять урок, а относились к данной возможности с благодарностью. Ведь у некоторых ребят могут быть заболевания, которыми они не хотят делиться, объясняя свои частые отлучки в туалет.

Фото: instagram.com
Фото: instagram.com
— Во взрослом коллективе, в опен спейсе поднять руку и отпроситься в туалет — ну это же абсурд. Это унизительно. И для детей это тоже унизительно. И я как психолог понимаю, что так не должно быть, — подчеркнула Ольга.

Такой подход к преподаванию, когда ребёнок воспринимается как полноценная личность, вызывал уважение и доверие детей. Полученным опытом восторженные ребята активно делились с другими учителями, которые вместо одобрения выбирали путь зависти и доносов.

«Не говорим — значит не существует»

Через три недели после трудоустройства в новую школу Ольгу на разговор вызвал директор. Сначала беседа коснулась позиции по процессу обучения, а затем и секс-блога для взрослых. По мнению героини, на её жизнь в социальных сетях могли пожаловаться родители детей, у кого она вела уроки дистанционно. Поскольку взрослые не были знакомы с новой учительницей лично, они и начали искать её профиль в Instagram. А наткнувшись на блог о секс-просвещении были шокированы. После гневных сообщений родителей директор и поставил ультиматум Ольге.

— Директор сказал, что моя деятельность не совместима для их школы. Я могу либо остаться и закрыть блог, либо уходить. Я выбрала уходить, потому что блог веду давно и вкладываю в него много сил — читаю и перевожу научные статьи, — поделилась героиня.

Так может ли учитель свободно вести соцсети за стенами школы? Где проходит граница личной жизни и работы для педагога? Эти вопросы, также как и введение в школах уроков по половому воспитанию, остаются открыты.

Дети ОбразованиеШколыСоцсети
Полина Пятышева
Другое по теме