Почему всё больше петербуржцев хотят встречать Новый год за рубежом
Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше, гласит народная мудрость. С приходом зимы многие петербуржцы задумались: а где сейчас лучше, чем в Петербурге? В какое место на Земле можно было бы перебраться, чтобы поскучать там в комфорте и уюте по любимому городу до наступления тёплых времён? Запросы жителей невских берегов, желающих временно покинуть насиженные места, проанализировал крупнейший российский интернет-поисковик. По его данным, в этом сезоне наши земляки променяли бы родину на Таиланд, Египет, Азербайджан и Турцию, где, в среднем, провели бы около пяти недель. При этом, если в целом по России количество желающих отправиться зимовать в жаркие страны увеличилось на 20%, то число готовых к миграции петербуржцев по сравнению с прошлым годом выросло на треть. В чём же причина? Неужели снежный циклон «Бенедикт» так напугал горожан, что те намерены бежать на юг, теряя тапки, при первом дуновении северного ветра?
Возможно, мы на самом деле живём в пору глобального потепления. Петербургские зимы в последнее время стали какими-то вегетарианскими. Первый снег выпадал уже после новогодних праздников, после чего тут же таял. Столбик термометра редко опускался ниже нулевой отметки, как бы намекая аборигенам, что те обосновались в не менее европейском городе, чем какой-нибудь Париж или Амстердам. Кое-кто, конечно, всё равно ехал на рождественские каникулы за кордон, но не для того, чтобы согреться, а, скорее, чтобы заполнить временной промежуток «с первого по тринадцатое» более полезными для здоровья впечатлениями, чем «шуба» и «оливье». Пару раз за минувшее десятилетие наваливало сугробов, но ненадолго. Максимум на недельку-другую. Петербуржцы тихо негодовали, скользя между ледяными сталактитами и сталагмитами. Ответственные за уборку города холёные лица едва успевали торжественно присвоить лазеру и лопате имена губернаторов, как весеннее солнце растапливало лёд, а вместе с ним и народное недовольство. И уже скоро наш северный город превращался в южный курорт, где даже самые отъявленные солнцелюбы начинали перемещаться в пространстве короткими перебежками от кондиционера к кондиционеру. Зачем ехать в Египет, говорили они, когда он сам приехал к нам.
Сегодня лишь тот, кто не помнит, что такое железный занавес, расстраивается из-за прикрытых границ. По сравнению с советским прошлым, когда даже в страны соцлагеря не выпускали без выездной визы, коронавирусное настоящее — настоящий триумф свободы передвижения. Езжай куда хочешь. Можно совместить приятное с полезным: отправиться в путешествие, а заодно уколоться вакцинами, которые недоступны в России. Приютить и привить импортным раствором россиян сегодня готовы Сербия, Хорватия, Болгария, Греция, Германия и Словения. Наши туроператоры говорят, что сейчас спрос на такие поездки пока ещё умеренный, но после 1 января ожидается бум. По прогнозам участников рынка, петербуржцы начнут ездить за границу за уколами здоровья так же активно, как они мотались за пармезаном и хамоном в доковидную Лаппеенранту.
Впрочем, стать интуристом можно и без попутной вакцинации. Отрицательные ПЦРы или кьюаркоды, полученные в России, работают пропуском в 22 страны мира, куда наши сограждане беспрепятственно могут попасть прямыми рейсами из Петербурга, Москвы и ещё нескольких городов. Гостеприимные государства обещают приезжих не запирать на карантин, но вежливо просят соблюдать антиковидные правила, за нарушение которых положен штраф. В Индии, например, до недавних пор безмасочников полиция и вовсе могла поколотить палками. И неважно, местный это был или иностранец.
Неизвестно, физические ли наказания повлияли на улучшение эпидемиологической обстановки в этой стране, но сейчас любому вакцинированному россиянину индусы вновь готовы сказать «намасте». Однако перед тем как отправиться на новогодние каникулы в Индостан, стоит хорошенько ознакомиться с климатической картой этого огромного полуострова, протянувшегося с севера на юг более чем на 3000 км. По наблюдениям известного музыканта Дениса Кучерова, который учился и долгое время жил в Индии, вполне может статься, что зимой в Дели вы замёрзнете ещё сильнее, чем в Петербурге.
— В столице Индии, на севере, зимой температура может опускаться до минус одного, например. Этого достаточно, чтобы полностью околеть — так как их дома больше предназначены для жаркого времени, но не для холодного, поэтому приходилось себя окружать разными батареями, нагревателями и заворачивать себя в разные одеяла. В это время в Индии на севере очень бывает смешно, когда приходишь домой, а люди, как обычно у нас на улицах, одетые в зимние шапки и куртки, так сидят дома.
Но, как считает Денис, большая часть наших путешественников едут в Индию не столько за солнечным, сколько за душевным теплом.
— Первая причина — это теплолюбивый народ, наполнение себя чем-то новым, «духовным» опытом, богатая культура, знакомство с традициями и обновление себя, своего «замёрзшего бытия». В Индию едут любители острых ощущений, которые не боятся пробовать новое (ведь Индия для многих — это нищета, попрошайки, много людей вокруг). Основная масса — это те, кто устал от нашей системы, кто хочет кардинально сменить обстановку, отдохнуть от достаточно жёстких людей. Также это хиппи, которые любят жить в атмосфере, где не всё про деньги и за деньги.
Хорошо там, где мы есть — переиначивает известную поговорку Таня Веденеева, петербургская журналистка и телеведущая, которая уже семь лет как живёт в Греции. Для многих соотечественников жизнь на берегу тёплого Эгейского моря — предел мечтаний. В реальности же, как показывает практика, счастье человека не сводится исключительно к температуре окружающей среды. Да и та порой не так комфортна, как кажется.
— Зима — не супер-сезон в Греции. Хотя в южных районах этой страны температура часто доходит до +20, высокая влажность и отсутствие центрального отопления делают зиму не очень комфортным временем года. Да ещё и скучно, не заинтересованы греки в зимних развлечениях, скучают без пляжей и зимними вечерами кутаются в пледы и мечтают о лете… Петербуржцу однозначно будет больше всего в Греции не хватать культурной программы! Возможности ходить на хорошие спектакли, концерты, посещать интересные творческие встречи. Большую роль играет и языковой барьер, и откровенно более низкий уровень постановок по сравнению с Петербургом.
По словам Татьяны, которая всячески старается поднять среди земляков туристическую привлекательность Эллады, Греция зимой у русских, в частности, у петербуржцев, почему-то не пользуется большой популярностью. А вот европейцы очень любят приезжать на выходные, чтобы вкусно поесть и увлекательно погулять по археологическим паркам и музеям.
— И хотя греческое правительство старается продвинуть Грецию как интересное зимнее направление с горнолыжными курортами и очаровательными горными деревушками, термальными источниками и альтернативными видами туризма, гостей из России зимой там почти нет.
Греки в этом не виноваты. Просто вряд ли им удастся конкурировать с петербургскими снежными склонами и туристическими тропами, оборудованными прямо на улицах, набережных и площадях, с термальными источниками и гейзерами, которые могут вырваться наружу в любом месте нашего города. А драмы и трагедии, которые в реальной жизни переживает любой петербуржец, лавирующий между Сциллой снежных завалов и Харибдой острых сосулек, не способны поставить на сцене даже сами Мельпомена с Терпсихорой. В общем, живи, как говорится, и наслаждайся тем, что дома у тебя, как в Греции — всё есть. Но, к сожалению, среди обитателей Петербурга находятся те, кто не способен по достоинству оценить родную зиму. Например, гид Алексей Щиров, который семь докоронавирусных лет упорно зимовал в Камбодже.
— Первая причина — это, конечно, климат. Зимой там сухо, дождей почти не бывает. Сильной жары тоже нет. По ночам бывает даже холодно: градусов до 15 даже иногда, что в тропиках ощущается сильно по-другому, чем здесь. Так что зимой от жары сильно не устаёшь. Главное, вернуться до апреля, так как апрель — самый жаркий месяц, когда и носа на улицу днём не высунешь.
Вторая причина — свобода. Просто ощущение свободы, которое разлито в воздухе и которое невозможно описать. В Таиланде или Вьетнаме, скажем, этого ощущения нет. В Индонезии тоже, куда там! В Лаосе есть, но там уж очень скучно жить, если ты не алкаш или не жёсткий социофоб.
Ну, и третья причина — лёгкий визовый режим, благодаря которому можно жить в стране годами и десятилетиями, что многие и делают. Кроме того, лояльное к иностранцам местное население; вполне удобоваримая для русского человека местная совсем не острая кухня; наличие моря, джунглей, гор; вполне понятное и довольно безопасное поведение водителей на дорогах, что тоже важно, если передвигаться на мотобайке.
Пока основная масса петербуржцев месит снежную кашу, покашливая друг на друга поверх масок, уверенными темпами растёт число тех, кто пытается растопить лёд в индивидуальном порядке. Мы отметили вначале, что спрос на турпоездки в грядущие новогодние праздники увеличился по сравнению с прошлым годом на 30%. В некоторых турфирмах бронирование путёвок выросло вообще в 10 раз. И глядя на то, как похорошел наш город в декабре, что-то подсказывает: то ли ещё будет.
— Мне кажется, что каждый русский человек должен хотя бы раз встретить Новый год не в России, — убеждён музыкант Денис Кучеров. — И я многим бы посоветовал отметить его в Индии. Там абсолютно другая атмосфера: жарко, все говорят: «Happy New Year», люди одеты в санта-клаусные одёжки, ощущение такого расслабления. А можно встретить Новый год, например, в Пуэрто Рико, где я встретил его в 2020-м, как раз перед пандемией, это невероятное ощущение, когда люди так дружелюбно распевают всякие латинские южноамериканские песни…
— Камбоджа, — настаивает гид Алексей Щиров. — Я изъездил полмира, но почему-то только там чувствую себя как дома. Люди очень хорошие, не заносчивые, как тайцы, и не зациклены на деньгах и работе, как вьетнамцы. К тому же Камбоджа — страна с огромной и интереснейшей историей, с невероятным количеством «следов» древней кхмерской империи. Есть чем заняться, когда заняться нечем. Всегда хотел на юг — туда, где потеплее.
— Если зимой нравится гулять по красиво украшенным улицам, кататься на катках в благоустроенных парках и вообще пропитываться атмосферой новогодних праздников — то лучше однозначно в Питере, — уверенно говорит Татьяна Веденеева, но добавляет, что, наполнившись этой красотой и величием, очень хорошо вернуться обратно в Грецию к солнцу и работе.
Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Если эта народная примета ещё верна, то велик шанс, что скоро Петербург станет таким же комфортным и уютным, как курорты, куда массово едут зимовать горожане. И тогда наконец наша Северная Пальмира превратится из достопримечательности, на которую можно поглазеть, не выходя из туристического автобуса, в город, где хотелось бы бросить якорь и поселиться надолго. Может быть, даже навсегда.