«Код напрокат»: в интернете курьеры предлагают QR-услуги непривитым петербуржцам

19 нояб, 08:11
Михаил Колокольцев
Наличие сертификата о вакцинации становится дополнительным преимуществом – ведь приписка «с QR-ркодом» стала появляться не только у курьеров, но и у сиделок, сотрудников клининговых компаний и даже фотографов.
Фото: globallookpress.com/Graham Hughes

На страницах онлайн-сервисов для размещения объявлений появилась новая категория — «курьеры с QR-кодами». Они, судя по описанию, обещают помочь клиентам в тех вопросах, в которых требуется наличие электронного сертификата о вакцинации — будь то поход по магазинам или за документами. Но насколько необходим такой вид услуг на деле, законно ли это и может ли вообще быть реализованным?


В защитной маске, с перчатками и рюкзаком за спиной — на работу курьером 19-летний студент Филипп выходит впервые. Правда, его интересуют только клиенты без QR-кода, для которых электронный сертификат о вакцинации как раз необходим. Но таких заказов, делится молодой человек, пока мало.

— Идея появилась чисто случайно, увидел в интернете подобные объявления, решил попробовать, потому что студент и нужна подработка. Есть спрос — есть предложение, — отмечает Филипп.

Оплата по договорённости, рассказывает Филипп — от 250 рублей и выше, всё зависит от пройденного расстояния, хотя и это предварительный ценник. Список услуг тоже ещё формируется.

— Доставление продуктов, если человеку нужно забрать какую-то посылку, а вход там по QR-коду — такая услуга, шоппинг, всё зависит от человека, — поясняет молодой предприниматель.

В тех случаях, если от клиента требуется доверенность, курьер советует заблаговременно оформить её у нотариуса.

Объявления, где курьеры предлагают оказать свои услуги тем, кто ещё не успел пройти вакцинацию, можно без труда найти на всех крупных интернет-площадках для торговли. Хотя, похоже, что наличие сертификата о вакцинации становится дополнительным преимуществом — ведь приписка «с QR-ркодом» стала появляться не только у курьеров, но и у сиделок, сотрудников клининговых компаний и даже фотографов.

Но руководители крупных курьерских служб для развития QR-код-услуг не видят перспектив. Якобы, даже учитывая запреты, их выбор невелик — сходить в театр или музей курьер за клиента не сможет, а в остальных случаях достаточно обычной доставки. Да и если помощь предлагают не крупные компании, говорят эксперты, кто может гарантировать, что под маской курьера не скрывается мошенник.

— Я думаю, что они не будут востребованными, потому что не могут доказать свою благонадёжность. Крупная компания это может, она несёт ответственность за курьеров, — пояснил генеральный директор курьерской службы Сергей Селиверстов.

Но что если локдаун продлят, и список мест, для которых нужен QR-код, расширится? Тут поле для фантазии курьеров обширно. Достаточно вспомнить опыт прошлых волн пандемии, когда, например, в Москве после введения локдауна набрала популярность услуга «собак в аренду». Четвероногие питомцы стали лазейкой, с помощью которой люди, нарушая запреты, выходили на прогулку.

С точки зрения законодательства, рассказывают юристы, QR-курьеры ничего не нарушают. Конечно же, если работают, как и обычные доставщики с учётом оформления всех необходимых документов.

— Если такое лицо получает постоянно деньги, должно быть зарегистрировано как ИП, иначе может быть привлечено по уголовному кодексу, — пояснил адвокат Алексей Горичев.

Впрочем, пока понять, будет ли пользоваться спросом такой вид услуг и какие опасности он представляет для клиента, сложно. QR-код сейчас требуется лишь для посещения массовых культурных и спортивных мероприятий, церемоний бракосочетания, бассейнов, фитнес-клубов, музеев и театров — а здесь всё-таки живое присутствие ничто и никто не заменит.

Другое по теме