По новой: гладко ли пройдёт очередная попытка отреставрировать петербургскую консерваторию
Кисточка нежно очерчивает обводы лепного сандрика на высоте третьего этажа консерватории им. Римского-Корсакова. Наконец, наконец, после почти шестилетнего простоя здесь начались восстановительные и реставрационные работы. Разрешение «Единому заказчику» выдал комитет по охране памятников.
— Разрешение выдано на сохранение объекта в целом, но в данном этапе у нас проводятся работы исключительно по реставрации фасада, так как мы знаем, что объект долгое время стоял без защиты, и в первую очередь необходимо восстановить сами фасады, — сообщил глава проекта компании-заказчика Никита Никитушкин.
Под самой крышей консерватории имени Римского-Корсакова становится понятно, какой объём работ предстоит выполнить. Только на фасаде — лепнины больше 1000 единиц — ими сразу и занялись. А предшествовали этому подготовительные процедуры длительностью почти в год. Сначала дообследование здания, а потом переработка существующего проекта реставрации — с учётом всего того, что произошло с многострадальным историческим памятником за несколько последних лет.
— С неким застоем — скажем так, что объект стоял неопределённое время по тем или иным причинам. И всегда возобновить работу сложнее, чем просто её начать заново. Климат Петербурга сделал свое дело, — отмечает Никитушкин.
Как раз с оглядкой на суровый петербургский климат реставраторы сделают особую сноску. И в помощь им — достижения современной химической промышленности.
— Будет производиться химическое укрепление, потом домастиковка, где это необходимо. Где-то будет производиться монтаж из мастерских лепного декора. Специальные есть высокопроникающие грунтовки, которые укрепляют лепное тело декора, также — лакокрасочное покрытие, которое обеспечивает защиту, — рассказал начальник участка по реставрационным работам Артём Румянцев.
Пока неясно, когда начнётся реставрация внутри здания, где ждёт не только лепнина, но и, к примеру, уникальный орган в зале Глазунова. О его судьбе сейчас мало что известно. И не всё, что требуется сохранить, можно увидеть невооружённым глазом. В числе невидимого наследия — уникальная акустика зала Рубинштейна.
— В зале Рубинштейна, вообще во внутреннем убранстве, в первую очередь необходимо — я не скажу, что закончить обследование — необходимо уточнить на этапе рабочей документации какие-то проектные решения. Необходимо не кидаться сразу на какие-то определённые решения, необходимо всё проработать, — говорит Никита Никитушкин.
Пока же к работам внутри реставраторы-лепщики только готовятся. Готовятся тоже внутри.
— Лепные мастерские организованы в здании консерватории, обеспечен температурно-влажностный режим, специалисты будут работать там. Это кропотливая, тяжёлая, долгая работа. Часть декора, который уже не держится на фасаде, который мы снимаем, относим в мастерские — и там уже проводим полноценный комплекс работ по реставрации, воссозданию, декомпановке, чтобы полностью воссоздать тот элемент, каким он был исторически. Также, если этот элемент дублируется на фасаде, — подготовив модель, мы снимаем форму, делаем отливку. И впоследствии у нас будет этот элемент смонтирован на фасад обратно. Это уже весной следующего года, — прояснила этапы работ руководитель проекта по реставрационным работа компании-подрядчика Мария Романчикова.
Но вернёмся к фасаду. Проблем хватает: со стороны улицы Глинки по стене пролегла трещина — но маяки, вроде, показывают, что она не растёт. Ну, а карнизы несколько попортили предыдущие реставраторы.
— Карниз претерпел от предыдущей реставрации очень много вставок, цементных накрывок — это всё будет удаляться и приводиться в исторический облик здания, — заявил Артём Румянцев, руководящий участком по реставрационным работам.
Фронт работ определён, говорит заказчик работ. Так же, как и сумма.
— Определена предельная стоимость, и предельная стоимость у нас в районе 15 млрд рублей. Но это всё уточняется, так как она на то и предельная — так как может быть меньше по итогу, — отмечает Никитушкин.
Звучит оптимистично, учитывая чехарду с заказчиками и подрядчиками, бравшихся за консерваторию прежде и бросавших её. На слуху и недавнее заявление Следственного комитета о раскрытии преступной схемы по хищению 191 млн рублей — аванс на реставрацию памятника растворился на счетах контрагентов, а работы так и не начались. Нынешний подрядчик объявил сроки сдачи объекта в декабре 2023 года. Ну, а свои двери после стольких лет забвения Консерватория должны раскрыть — опять же, по новым расчётам, — уже в первом полугодии 2024-го.