«Русская древнегреческая трагедия»: Роман Васьянов об «Общаге», «Кинотавре» и Голливуде
О «совке» и муках совести
Одним из самых ярких событий прошедшего в Сочи фестиваля «Кинотавр» стала премьера фильма Романа Васьянова. Оператор, снимавший в Голливуде экшн-боевики Дэвида Эйра «Патруль», «Ярость» с Брэдом Питтом, «Отряд самоубийц» и другие, пересаживается на режиссёрское кресло и меняет специализацию на жанр «драма». Такое уникальное перевоплощение критики отметили восторженными отзывами и глубокими размышлениями о совке и психологии подростков.
«Общага» — это экранизация нашумевшего романа Алексея Иванова «Общага-на-крови», автора знаменитых произведений «Географ глобус пропил» и «Тобол». Кстати, писатель присутствовал на съёмках картины Васьянова и лично одобрил её показ.
Сюжет «Общаги» рассказывает историю простых советских студентов свердловского вуза, беззаботно проводящих время в вечеринках и пьянках. Но однажды герои этой истории — Игорь, Нелли, Ваня, Света и Забела становятся свидетелями «общажной трагедии», во время которой погибает их сверстница. Ребята знают причину её гибели: во всём виноват муж комендантки общежития, но не могут об этом рассказать, рискуя остаться без крыши над головой. И тогда перед героями встает тяжёлый выбор: поступить по совести в ущерб собственному комфорту или промолчать и продолжить жить в общежитии?
Действия фильма происходят в «оруэлловском» 1984 году и, по словам режиссёра, ему было важно сохранить именно советское время действий в фильме.
— Можно сказать, что общага — это мини-мирок. Советская общага была мне ближе всего именно из-за правил, наверное. Есть ощущение, что тогда были более структурированы жизнь и понятия. Начиная с 90-х, понятия добра и зла сильно изменились, а там они были на шекспировском уровне, что очень помогло этому кино. Была идея адаптировать фильм к современным реалиям, но проблема в том, что современные истории для кино страдают драматургией действия, потому что все переписки, вотсапсы, социальные сети — это то, где зачастую происходит главная драма человеческих отношений. И если бы снимали фильм в современных условиях, то полчаса бы надо было показывать одни экраны телефонов. Мы поняли, что это глупость, и в центр сюжета надо ставить в более ранние времена, — рассказывает режиссёр.
Из операторов — в режиссёры, от боевиков — к драме
Знакомство Васьянова с оригинальным текстом Иванова произошло более 10 лет назад: в 2007 году. Тогда будущий режиссёр даже не предполагал, что будет не только снимать кино по этому произведению, но и режиссировать, и писать к нему сценарий. «Я почувствовал, что пора снять и снял», — своё решение переквалифицироваться из оператора в режиссёры Васьянов объясняет внезапным импульсивным порывом. Он не планировал режиссёрский дебют и тем более представлять его на «Кинотавре» на суд сотням гуру и профессионалов из мира кино. Просто всё удачно совпало: время, сценарий, люди и, конечно, место. Съёмки картины проходили в Петербурге, где Васьянову и его команде случайно удалось набрести на идеальную локацию.
— Мы снимали в Стрельне, там было общежитие речного и океанского флота. Нам просто повезло найти огромный корпус, который был построен ещё в СССР, и пару этажей были закрыты, потому что не было достаточного количества студентов. Когда мы туда зашли, увидели розетки 1979 года, нам дико повезло, и я очень благодарен, что нас туда пустили и сотрудничали с нами. Я был рад снимать кино в Петербурге, это мой самый любимый город в мире, и я с огромным счастьем сюда возвращаюсь, — поделился Васьянов.
Несмотря на массу положительных отзывов о режиссёрском дебюте «вчерашнего оператора», многих зрителей возмутила «очередная чернуха», созданная российскими кинематографистами. Некоторые критики окрестили прошедший «Кинотавр» самым депрессивным за последние годы, а зрители вновь задались вопросом: откуда у режиссёров в России такая страсть к тяжёлым или же «чернушным» сюжетам?
— Для каждого уровень того, что такое чернуха или не чернуха, хорошо или плохо — он очень вкусовой. Та реакция, которую я вижу — это очень полярные мнения. Реакция очень обратная как и с книгой, кто-то принимает, а кто-то — нет. Я лично такое кино люблю, потому что оно очень честное и серьёзное. У кого был другой опыт в общаге, считает, что кино должно дарить только радость и развлечения, но и таких фильмов — в том числе комедий — колоссальное количество. А этот фильм — про другие человеческие стороны, этот текст ближе к русской литературе — Фёдору Михайловичу. Я очень рад, что мы сделали такой проект. Это наша русская древнегреческая трагедия. Точнее древнегреческая трагедия с русскими персонажами, — рассуждает Роман.
Во время сочинской премьеры Васьянов отметил, что ставил перед собой задачу рассказать про то, что «самые сильные часто оказываются самыми слабыми, а самые слабые выживают». Именно таким — неоднозначным, спорным, но при этом интересным и уникальным получилась первая режиссёрская работа Романа Васьянова, обсуждать которую, вероятно, будут ещё очень долго.