Отменить, запретить, ужесточить: как лимит на легионеров менял «Зенит»
После провала сборной России на чемпионате Европы перед отечественными футбольными функционерами в очередной раз встал вопрос: «Что делать?». Решили обратиться к оракулу в лице нидерландского аналитического агентства HyperCube, которое уже реформировало несколько чемпионатов. Там советуют отказаться от такого «пережитка», как лимит на легионеров, заменив его налогом на роскошь. Идея состоит в том, чтобы богатые клубы, приобретающие иностранцев, отчисляли часть денег на футбольные школы, готовящие российскую молодёжь. В преддверии выборов в полемику включились и политики. Они, в основном, выступают за ужесточение лимита на легионеров, а порой звучат голоса и вовсе за полный запрет на иностранцев. В футбольном мире мнения разделились, полемика становится всё более жаркой, а окончательное решение так и не принято. При этом клубы РПЛ на днях выступили за смягчение лимита. 50% хотят его отменить, а остальные 50% — ослабить.
Первый опыт
Поводом для введения первого лимита стали, как водится, неудачи сборной России на ЧМ-2002 и Евро-2004. Оба раза россияне не вышли из группы. В 90-е «Зенит», в основном, не хватал звёзд с неба, а главными легионерами были армянин Саркис Овсепян, украинец Геннадий Попович и молдаванин Александр Куртиян.
Первые новобранцы из дальнего зарубежья высадились на берегу Невы перед сезоном 2002 года. Это были сербы Милан Вьештица, Предраг Ранджелович и Владимир Мудринич. Счастья «Зениту» они не принесли. В чемпионате России клуб занял только 10-е место, что после бронзовых медалей 2001 года выглядело провалом.
Исправлять ситуацию впервые позвали иностранного тренера — чеха Властимила Петржелу, который привёл с собой мощный десант чешских и словацких футболистов. Именно на эпоху Петржелы пришёлся первый лимит, который ввели перед сезоном 2005 года. На поле разрешили одновременно выпускать не более шестерых иностранцев. Но спортсмены, отыгравшие за национальную сборную более 10 матчей, легионерами не считались. Так впервые в истории состоялся матч, в котором иностранный тренер выпустил в основе 11 иностранных футболистов, несмотря на лимит. Это было столичное «Динамо». Данный прецедент обсуждают до сих пор. Клуб, к слову, в те годы легко расставался с деньгами, а в составе одних только португальцев было семеро. Но даже на внутренней арене ощутимых успехов команде это не принесло.
«Зениту» же лимит тогда особо не мешал. Это было то благословенное время, когда за команду выступали многочисленные воспитанники местных футбольных школ во главе с Александром Кержаковым, Вячеславом Малафеевым и Андреем Аршавиным. Самый яркий домашний успех команды Петржелы всё же приходится на долимитную эпоху — второе место в чемпионате России 2003 года. А первая яркая кампания в еврокубках напротив пришлась уже на лимитные времена. В Кубке УЕФА 2005/2006 чешско-словацкий «Зенит» прошёл групповой раунд с английским «Болтоном», испанской «Севильей», турецким «Бешикташем» и португальской «Виторией», затем поочередно выбил в плей-офф сильный в те времена норвежский «Русенборг» и французский «Олимпик», оступившись лишь в четвертьфинале на будущем победителе турнира «Севилье». Той самой, которую до этого зенитовцы побеждали в группе.
В 2006-м году лимит снова изменили. Теперь на поле можно было выпускать семерых иностранцев, но считались все, независимо от количества матчей за сборную. Несмотря на то, что цифра выросла, фактически ограничения ужесточились, и перформанс «Динамо» стал более невозможен.
В «Зените» же в конце 2005 года была другая важная новость: контрольный пакет перешел к «Газпрому», и у команды наконец-то появились средства для приобретение дорогостоящих иностранных игроков. Их решили доверить уже новому наставнику Дику Адвокаату из Голландии.
Перед сезоном-2007 «Зенит» установил первый в своей истории трансферный рекорд, потратив 20 млн долларов на приобретение украинского полузащитника Анатолия Тимощука. Только ленивый не критиковал клуб за эту покупку. Но украинец быстро посрамил хейтеров, став лучшим опорным полузащитником чемпионата. Ещё одно приобретение — аргентинский нападающий Алехандро Домингес. Но в основном ставка была сделана на сильнейших российских игроков: к местным воспитанникам постепенно добавились Константин Зырянов, Роман Широков и Виктор Файзулин.
Сейчас в это трудно поверить, но своих главных успехов на европейской арене «Зенит» добился с минимальной помощью иностранцев. В победной кампании Кубка УЕФА 2007/2008 в основе регулярно играли всего трое легионеров — Тимощук, а также чех Радек Ширл и хорват Ивица Крижанац, оставшиеся в наследство от Петржелы. И если в начале турнира были игры, в которых в старте выходили те самые семь легионеров, то в решающей стадии на поле практически постоянно было не менее семи-восьми россиян. Именно они громили «Байер» и «Баварию», а потом побеждали в финале «Рейнджерс».
Когда лимит начал давить
В 2008-м году произошло ещё одно громкое событие, в котором поучаствовали зенитовцы во главе с Аршавиным. Сборная России на чемпионате Европы завоевала бронзовые медали, выдав матч века против звёздных голландцев в четвертьфинале. Удивительно, но на успехи футбольные функционеры отреагировали ровно так же, как и на неудачи, решив снова ужесточить лимит с 2009 года. Теперь на поле разрешали выпускать одновременно не более шести иностранцев.
А «Зенит» после исторического евротриумфа продолжил «отжигать» на трансферном рынке. Новый рекорд был установлен при покупке португальца Данни за 30 млн евро. И снова менеджмент клуба не промахнулся. Игрок стал одним из лучших иностранных футболистов в истории команды и провёл на берегах Невы почти 10 лет.
По мере укрепления состава становилось всё более очевидно, что лимит на легионеров всё-таки мешает клубу. Наиболее ярко противоречия высветил вошедший в историю матч с «Локомотивом» в 2009-м. Адвокаат сбился со счёту и нечаянно выпустил на поле седьмого легионера. В итоге клуб отделался штрафом, так как санкции за нарушения лимита забыли вписать в регламент, но осадочек остался. Возможно поэтому вскоре глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал сделать «Зенит» базовым клубом сборной России.
Впрочем, заметных иностранцев клуб продолжил покупать и при сменившем Адвокаата итальянце Лучано Спалетти. Одним из самых ярких новобранцев стал его соотечественник Доменико Кришито.
В те славные времена «Зенит» регулярно выходил в весеннюю стадию еврокубков, а однажды в сезоне 2011/2012 даже вышел из группы Лиги чемпионов. Болельщикам, разумеется, этого было мало, но на фоне текущих успехов всё это выглядит продолжением настоящего золотого века.
Шаг назад перед двумя вперёд
В период междуцарствия в РФС, когда предыдущий глава ушёл, а нового не назначили, главы ведущих клубов продавили смягчение лимита на легионеров. Перед самым началом чемпионата 2012/2013 на поле снова разрешили выпускать семерых иностранцев. Это решение горячо раскритиковал министр спорта Виталий Мутко, но менять коней на переправе во второй раз уже не стали.
«Зенит» перемены отметил очередными трансферными рекордами. За 80 млн евро клуб приобрел бразильского форварда Халка и бельгийского полузащитника Акселя Витселя. И снова главные трансферные выстрелы пришлись точно в цель. В Петербург приехали очень сильные игроки, которые запросто могли выступать в одном из ведущих чемпионатов. Разумеется, за куда меньшую зарплату. С лимитом стало попроще, но беда пришла, откуда не ждали. Когда российские звёзды узнали зарплату новичков, произошёл скандал. Россияне тоже захотели повышения оплаты труда. Ситуация обернулась отстранением Игоря Денисова и Александра Кержакова.
Впрочем, конфликт удалось-таки замять, а «Зенит» продолжил приобретать серьёзных игроков, в том числе полузащитника сборной Испании Хави Гарсию и защитника сборной Аргентины Эсекьеля Гарая. В национальном чемпионата в 2010—2015 годы началась первая продолжительная эпоха доминирования «Зенита». В пяти турнирах клуб с берегов Невы трижды победил и дважды занял второе место. Последнюю победу принес уже португалец Андре Виллаш-Боаш, сменивший Спалетти.
В Европе по нынешним меркам у команды также получалось весьма неплохо. Пожалуй, даже лучше, чем до смягчения лимита. Во всех трёх сезонах до новых перемен «Зенит» проходил в весеннюю стадию. В 2013-м году команда во второй раз вышла из группы в Лиге Чемпионов, а в 2015-м дошла до четвертьфинала Лиги Европы, где совсем немного уступила испанской «Севилье», будущему победителю (1:2, 2:2).
Жертвы лимита
Совпадение или нет, но чёрная полоса в истории «Зенита» началась именно с очередного ужесточения лимита. В сезоне 2015/2016 снова вернулись к схеме с шестью легионерами на поле. Именно это решение заставило руководство клуба избавиться от неплохо проявившего себя венесуэльского форварда Саломона Рондона. Главный форвард сборной Венесуэлы отправился делать карьеру в английскую Премьер-лигу, но не скрывал обиды и в интервью после ухода подчёркивал, что «Зенит» пришлось покинуть именно из-за ужесточения ограничений. По спортивному принципу футболист должен был играть, но в итоге оказывался как раз седьмым лишним.
Впрочем, на еврокубки лимит не распространяется. Это привело к тому, что в Европе «Зенит» порой выглядел куда более ярко, чем в национальных турнирах. Если в чемпионате России клуб три года подряд не мог подняться выше третьего места, а в 2018 году при герое последнего Евро Роберто Манчини и вовсе оказался только пятым, то в еврокубках по-прежнему выходил в весну, а в 2016-м году вновь вышел из группы Лиги Чемпионов, в третий и последний раз в своей истории. В этот период в «Зените» наступила эпоха аргентинской диаспоры.
При Сергее Семаке она закончилась. Вместе с чёрной полосой в чемпионатах России. Семак впервые в истории выиграл три национальных чемпионата подряд и пока лидирует в четвёртом. Зато тёмные века наступили на европейской арене. В сезоне 2018/2019 «Зенит» ещё прошёл по инерции в весеннюю стадию, вылетев в 1/8 финала Лиги Европы, а в последних двух сезонах команда неизменно занимала последнее место в своей группе в Лиги Чемпионов и сразу покидала еврокубки.
Лимит на легионеров неоднократно назывался в числе главных причин неудач. Однако перед сезоном 2020/2021 года его напротив решили снова ужесточить, ещё более радикально. Теперь он касался уже игроков не на поле, а в заявке. Туда разрешили включать не более восьми иностранцев. Трансферная политика превратилась в искусство, а ведущие клубы при покупке легионеров потеряли право на ошибку.
При этом на смену аргентинской эпохе в «Зените» постепенно приходит бразильская, а клуб в последнее время снова радует болельщиков громкими приобретениями. В 2019 году за 40 млн евро купили Малкома, а этим летом в петербургский клуб перешёл его одноклубник по победоносной олимпийской сборной Бразилии Клаудиньо. Они составили компанию Венделу и Дугласу Сантосу. На днях появилась информация о том, что состав «Зенита» может пополнить ещё один бразилец Винисиус, но в итоге он перешёл в ПСВ.
При этом в Лиге Чемпионов «Зениту» досталась самая сильная группа за последние годы — с «Челси» и «Ювентусом». Очередной провал болельщики Семаку могут и не простить даже несмотря на гегемонию в российском чемпионате. Смягчение лимита действительно помогло бы клубу в еврокубках. Как оно отразится на успехах сборной — вопрос открытый. В 2018-м году сборная России впервые в истории добралась до четвертьфинала чемпионата мира, а в 2021-м — провалилась на Евро. Специалисты пока так и не разобрались, к чему Россию привёл лимит — к успеху в 2018-м или к фиаско 2021-го.