Сокуров и «подмастерья»: кто и как прославил петербургскую киношколу за рубежом
Особый петербургский кинопочерк чётко прослеживается в фильмах всех знаковых для города на Неве режиссёров — Алексея Балабанова, Алексея Германа, Александра Сокурова. При этом у каждого из творцов совершенно разная стилистика, своя неповторимая подача. Собственно так же, как и у многочисленных учеников Сокурова — несмотря на то, что все «солдаты» в кинополку режиссёра ухватили художественную манеру мастера, каждый нашёл свою нишу. Так, работы Кантемира Балагова не спутаешь с лентами Киры Коваленко, а картины Владимира Битокова легко отличишь от кинолент Александра Золотухина. Как «сокуровской» школе всего за несколько лет удалось прославиться в стране и за её пределами и собрать целый «урожай» престижных кинонаград, спросим у экспертов.
С чего всё началось?
В 2010 году режиссёр уникального фильма «Русский ковчег», снятого одним кадром в стенах Эрмитажа, Александр Сокуров объявил о наборе курса юных дарований в Нальчике. В столь далёкой от Петербурга Кабардино-Балкарии мэтр на протяжении четырёх лет (с 2011 по 2015 годы) вёл Мастерскую в главном университете республики. После выпуска сразу четыре ученика режиссёра дебютировали с полнометражными фильмами, каждый из которых был отмечен критиками и наградами на мировых фестивалях авторского кино. Так, Владимир Битоков с картиной «Глубокие реки» победил в конкурсе дебютов на «Кинотавре», Кира Коваленко получила признание на таллинском фестивале с лентой «Софичка», Александр Золотухин поразил киноманов на «Берлинале» фильмом «Мальчик русский», а Кантемир Балагов попал на Каннский фестиваль с дебютной работой «Теснота».
По словам кинопродюсера Владислава Пастернака, секрет успеха Сокурова — во многом именно в его смелой, но уникальной идее создать арт-мастерскую в отдалённом регионе России.
— Кино так устроено — раз в несколько лет обязательно случаются сенсационные истории успеха. Александр Сокуров — один из крупнейших и самых признанных в мире российских режиссёров — организовал мастерскую в такой точке на карте, где киноиндустрии не существует, и поручился своим именем за работы учеников, выступив художественным руководителем. Причём не номинально, как это иногда бывает, а всерьёз. Само по себе это уже было любопытно. Но важнее, что это позволило привлечь финансирование, без которого фильмы не были бы сняты, гарантировать их художественное качество и интерес крупнейших фестивалей. Мне кажется, в прошлый раз подобный феномен случился лет 30 назад, когда дебютировали ученики Алексея Германа-старшего на студии ПиЭФ. Среди них — Балабанов и многие другие, — считает эксперт.
Первые прорывы
Ученики Сокурова признаются: мастер авторского кино никогда не внушал своему курсу идеи о гениальности и природном даровании, а, наоборот, считал режиссёрскую работу ремеслом и серьёзным трудом. При этом он не акцентировал внимание на теории кинематографа: студенты его мастерской с первых же дней брали в руки камеры и снимали. Сам режиссёр же детально консультировал своих подопечных и курировал создание каждого из четырёх «полных метров», созданных учениками. По мнению кинообозревателя Вероники Скурихиной, творческий метод «вызревания», настаивания кинокартины как дорогого вина позволил Сокурову воспитать по-настоящему глубоких и самостоятельных авторов.
— Интересно в интервью сказал Сокуров о своём методе: он советует своим студентам позволить фильму «вызреть», и это очень сильно отличает его от большинства киношкол, в которых учат снимать быстро и в срок, что часто вредит содержательной части картины. При том, сейчас его студенты успевают снимать в срок к фестивалям. Это удивительно смотреть картины 30-летних людей, которые настолько зрелые в своей глубинной идее, что нам кажется, будто их снимали более взрослые люди. Когда картину Битокова «Глубокие реки» показали на «Кинотавре», многие обвиняли её в сырости. Но главное отличие режиссёра, который снимает с подготовленной идеей, и того, который снимает лишь бы успеть, заключается в том, что режиссёр с вызревшей идеей умеет превратить самостоятельное течение картины в пользу неё. Битоков в фильме «Глубокие реки» воспользовался теми ситуациями, которые ему предоставляла природа, обстоятельства, актёры, — считает критик.
Учёба в сокуровской мастерской согласно воспоминаниям его выпускников не была похожа на типичное студенчество с вечеринками и каникулами. Ребята ежедневно трудились и занимались саморазвитием. «Сокуровцы» на протяжении всех лет учёбы не только слушали лекции и готовились к сессиям, но и интеллектуально просвещались во всех сферах: читали книги, смотрели хорошее кино, знакомились с мировой историей. Для режиссёра было важно, чтобы его «подмастерья» стали образованными людьми с широким кругозором и глубоким внутренним миром.
— Это были пять лет жёсткой дисциплинной армии, круглые сутки мы сидели в университете без праздников, без каникул и выходных. И вот, через пять лет такого обучения мы выпускаемся и снимаем, — вспоминал Владимир Битоков в интервью с Юрием Дудём.
И результат «армейской службы» во благо кино оправдал себя: курс Сокурова можно назвать самым успешным с точки зрения международного признания и престижа фестивалей, на которых выступают ученики мастера.
Общие темы, разные стили
Кроме того, учитель-Сокуров призывал своих учеников внимательно смотреть его фильмы. Но не из-за чрезмерного честолюбия, а чтобы не допустить подражания. Режиссёру было важно передать юным кинематографистам знания, а не свою творческую манеру.
— Хорошо то, что ученики Сокурова ни в коем случае не оказались клонами своего учителя, как это иногда бывает, но обрели собственные голоса. Я не вижу общего между работами учеников и мастера, они принадлежат к разным поколениям и вообще культурам и снимают кино с совсем другой энергией. Объединяет их глубокое знание мирового искусства — это как раз то, что Сокуров им прививал во время учёбы, — объясняет цельность творчества каждого из учеников режиссёра Владислав Пастернак.
Несмотря на разные творческие методы в работах, и сам Сокуров, и выпускники его мастерской обращаются в своём искусстве к схожим проблемам и темам. Интересно, что общей темы выпускников университета Нальчика стали именно национальные вопросы.
— Важный момент с выпуском из Нальчика: мы говорим о том, что это российские режиссёры, но если обратить внимание на их картины, они о так называемом современном русском Кавказе. Мы имеем полное право говорить о феномене кавказского кино так же, как о феномене якутского кино. Эти режиссёры через своё кино показывают тот мир, с которым мы, на самом деле, ещё не сталкивались. Нам показывают жизнь, которая существует на Кавказе — она своей визуальной реализации противостоит кассовой, ура-патриотической глобальной жизни, которую предоставляет кинематограф более массовый. У нас есть картины, которые выходят на Новый год, а также фильмы про спорт, космос и войну, прославляющие русский народ через призму прошлого — в них задействованы большие звёзды, они собирают миллиарды в прокате. Фильмы выпускников Сокурова идут в противовес этим картинам, а без противовеса кинематограф не может существовать. Есть большие истории, которые заставляют рыдать всю страну, а есть маленькое камерное кино, которое через небольшие проблемы способно достучатся до проблем отдельно взятых зрителей, — считает Вероника Скурихина.
Что «цепляет» за рубежом?
Сам Сокуров не раз удостаивался международных премий: так, его «Дни затмения» были отмечены премией Берлинского кинофестиваля, фильмы «Телец», «Молох» и «Русский ковчег» номинировались на главные призы Каннского фестиваля и Европейской киноакадемии, а «Фауст» становился лауреатом Венецианского кинофестиваля.
Ученики режиссёра же отметились на международных фестивалях не только благодаря дебютным «полнометражкам», но и блеснули другими работами. Наибольшую популярность удалось завоевать Кантемиру Балагову. Продюсеры вышли на талантливого парня из Нальчика благодаря громкой премьере картины «Теснота», за которой последовала арт-хаусная лента «Дылда» о необыкновенно рослой девушке, пытающейся выжить в блокадном Ленинграде.
Успех первых фильмов принес 30-летнему режиссёру завидное для каждого киношника предложение — поработать со всемирно известным телеканалом HBO (поставщика таких знаменитых сериалов, как «Игра престолов», «Секс в большом городе», «Молодой папа») и снять первый эпизод сериала The Last of us. Таким образом, Балагов в свои 30 лет стал одним из немногим российских режиссёров, работающих в Голливуде.
Не отстаёт от коллеги и Кира Коваленко — её новый фильм «Разжимая кулаки» ещё до премьеры, намеченной на сентябрь, успел завоевать несколько европейских наград и места на престижных кинофестивалях. Сокуров определённо может гордиться своими выпускниками, ведь настолько успешному киновыпуску позавидует любой режиссёр.
Специалисты уверены: международный успех сокуровского выпуска объясняется именно тем, что истинных ценителей кино за границей интересует авторское камерное кино, олицетворяющее собой настоящее элитарное искусство. А массовое кино, как бы это парадоксально ни было, остаётся понятным лишь российской аудитории.
По мнению экспертов, в будущем любителей авторского кино могут ждать новые сюрпризы, ведь среди выпускников Сокурова пока ещё не успели проявить себя многие талантливые режиссёры.
— Мне кажется, в его выпуске все найдут реализацию в кино, и эта реализация будет не банальной, не кассовой, это будет честное, аутентичное кино, — с уверенностью пророчит большое будущее ученикам мастерской мэтра кинообозреватель Скурихина.
Новые работы учеников Сокурова не заставят себя ждать — драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки» выйдет в прокат 25 сентября, а Владимир Битоков представит свою ленту «Мама, я дома» с Ксенией Раппопорт и Юрием Борисовым в главных ролях на Венецианском фестивале в начале осени.
— Интересна новая работа Владимира Битокова, которую покажут в Венеции. В фонде Сокурова «Пример интонации» моё внимание несколько лет назад привлекла короткометражная картина «Пасха» режиссёра Игоря Ольшанского. Роскино привозило эту работу в Канны (Каннский кинофестиваль — прим.), был также показ на Петербургском международном культурном форуме. Мы с Игорем (Ольшанским — прим.) уже больше года работаем над его полнометражным дебютом по сценарию Натальи Пикалевой, который называется «Гаммерштиль». В мае утвердили последний, на данный момент, вариант текста, идут переговоры о копродукции с французскими партнерами, — поделился Владислав Пастернак.
Кроме того, пилотная серия проекта HBO, снятая Балаговым, и его новый фильм «Моника» могут появиться на экранах уже в следующем году.