Всё могут корабли: международный военно-морской салон стартовал в Петербурге
Телефоны сдать. Маски надеть. Руки антисептиком обработать. Правила на флагманском фрегате этого салона «Адмирале Касатонове» строгие: не пройдёт ни враг, ни коронавирус. Андреевский флаг на корабле подняли только в прошлом году и сегодня он является одним из самых оснащённых в стране. И способен работать как командный пункт группировки любого масштаба в любом районе мирового океана, передаёт корреспондент 78.ru.
— Представляем современные образцы техники, которые входят в состав корабля. Это комплекс противовоздушной обороны «Полимент-Редут» для поражения противника на средних и малых дистанциях, — говорит командир фрегата «Адмирал флота Касатонов» Алексей Рябоштан.
Это, пожалуй, всё, что капитан корабля может рассказать о фрегате. Не потому, что не хочет: информация о вооружении, оснастке, военных операциях, в которых принимал участие «Касатонов», находится под грифом «секретно».
— Не могу отвечать на такие вопросы, они не предусмотрены программой показа по Военно-морскому салону, — отмечает командир фрегата.
Впервые в салоне принимают участие дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Как рассказывает экипаж, эта подводная лодка чуть ли не самая бесшумная в мире, потому способна, говоря языком военных, обеспечить упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью противокорабельных крылатых ракет. По-граждански замечают: угрозу замечают быстро, стреляют далеко и метко.
У балтийских берегов «Петропавловск-Камчатский» сопровождает ещё одна подводная лодка проекта 636 — под символичным названием «Санкт-Петербург». Всего «Адмиралтейские верфи» выпустили в линейке «Варшавянок» шесть подлодок для Черноморского флота и ещё столько же должны пополнить состав ВМФ страны до 2023 года.
— Предназначена она для уничтожения надводных кораблей противника и подводных лодок, оснащена современным торпедным оружием, — объясняет старший помощник командира подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» Антон Дербенёв.
В петербургский порт на ближайшую неделю прикомандированы 14 кораблей военно-морского флота и три катера ФСБ. Особая гордость — малые ракетные корабли проекта «Каракурт». Маневренные и быстрые — суда такого типа предназначены для ведения боевых действий на открытых морских театрах. И ими активно интересуются западные партнёры.
— Сегодня Рособоронэкспорт прорабатывает поставку кораблей проекта «Каракурт» в шесть стран мира, — говорит заместитель начальника департамента маркетинговой деятельности АО «Рособоронэкспорт Вадим Старцев.
Из-за пандемии основную площадку Морского салона перенесли с Васильевского острова на юг города — в «Экспофорум». Впервые салон проходит без его создателя Михаила Золотарёва. Он заболел коронавирусом зимой этого года, но не смог побороть болезнь.
На десятый салон приехали делегации из 28 стран мира. Всего три сотни участников. На стендах представлены изобретения проектных институтов и военно-промышленных предприятий, которые являются локомотивом отечественного судостроения. Да и не только отечественного — представленные здесь технологии не имеют аналогов в мире.
— Ведётся активная работа по созданию сверхглубоководной камеры на 12 километров, то есть она будет охватывать всю глубину мирового океана, известную человечеству, — замечает заместитель начальника отдела маркетинга и продаж компании про производству систем обработки и отображения информации радиоэлектронных систем Антон Власов.
Шлюпка из огнестойкого стеклопластика — разработка «Курчатовского института». Изделия из такого материала крайне устойчивы к воздействию морской и пресной воды, и температур — от -40 до +60 градусов. Причём технология обязательно идёт в комплексе с проектом продукта, который необходим заказчику. Сами учёные сравнивают свою работу с кулинарией.
— Тесто с начинкой ставятся в печку и на выходе мы получаем вкусное пирожное. То же самое делаем мы — берём оснастку в виде матрицы, уложили туда все наши материалы, пропитали, заполимерилизовали, — объясняет начальник конструкторско-технологического отдела НИЦ «Курчатовский институт — ЦНИИ КМ «Прометей» Роман Домаш.
Экраноплан «Чайка» пока выполнен только в формате макета. Зато симулятор тренировочных полётов представлен в полную величину, с точной имитацией происходящего в кабине пилота.
Один из его создателей — ученик советского конструктора Алексеева, разработчика первого отечественного водно-воздушного судна. Сам Георгий Анцев с детства мечтал построить свой собственный воздушный корабль. Сегодня он как никогда близок к исполнению желания.
— У нас сегодня есть беспилотный экраноплан, который является прототипом, взлётная масса порядка 400 кг. Он находится на своей базе под Нижним Новгородом, мы готовы к строительству экраноплана на 100 пассажиров, — говорит генеральный директор — генеральный конструктор АО «НПП «Радар ММС».
Впрочем, увидеть вживую чудеса судостроительной техники, а также корабли, стоящие в порту, смогут только участники салона и официальные делегации — из-за коронавирусных ограничений.
Ранее приветствие участникам проходящего в Петербурге Международного военно-морского салона направил президент России Владимир Путин.