Тиктоки и вайны вместо газет и ТВ: Ксения Собчак и эксперты обсудили судьбу блогеров и СМИ

5 июн, 15:06
Маргарита Звягинцева
В наши дни дети мечтают стать не космонавтами, учёными или юристами, а популярными блогерами, властителями человеческих дум. Заменят ли блогеры традиционные СМИ? Об этом Ксения Собчак поговорила на ПМЭФ с представителями медиа и другими экспертами.
Фото: unsplash.com/ Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Бездушная статистика: миллионы и миллиарды человеко-часов в Сети

Семейные посиделки у телевизора, ежевечерний просмотр новостей и чтение газет всё больше становятся архаичными традициями предков. Молодёжь, да и не только она, нередко узнаёт новости из социальных сетей, там же общается, знакомится, потребляет развлекательный, полезный и вредный контент.

Сейчас на планете живёт 7,83 млрд человек (на январь 2021 года). По данным международного креативного агентства We Are Social, занимающегося исследованиями в области соцмедиа, интернетом из них пользуется 4,66 млрд.

Конечно, использовать интернет можно и «по-взрослому»: смотреть фильмы, искать классическую литературу и читать энциклопедии об искусстве онлайн. Но будем честны, многие из нас, заходя в мировую Сеть, в первую очередь обращаются к соцсетям.

Количество пользователей соцсетей постоянно растёт: так, за 2020 год их стало на 490 млн больше. На данный момент, согласно данным агентства, в социальных сетях сидит 53,6% населения Земли. А это, на минуточку, 4,2 млрд человек.

В среднем, сообщают исследователи агентства We Are Social, люди проводят в соцсетях по 2 часа 25 минут в день. Россия здесь ничем не отличается от остальной планеты: в нашей стране люди сидят на различных соцплатформах по 2 часа и 28 минут ежедневно. К началу 2021 года в РФ насчитывалось 99 млн пользователей соцсетей — при общем населении 145,9 млн.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Отдельное исследование по активности россиян в Интернете провела компания Brand Analytics, занимающаяся анализом социальных медиа и СМИ в России и СНГ. По данным на октябрь 2020 года, количество активных авторов в социальных сетях нашей страны составило 64 млн. А число постов, роликов, репостов и комментариев за этот месяц составило 1,2 млрд.

На первом месте по активности блогеров в России находится Instagram — на этой платформе в октябре 2020 года постили фото, сториз и видео 42,8 млн человек. На втором месте отечественная соцсеть «ВКонтакте» (28,7 млн авторов в месяц), на третьем — YouTube (7,7 млн). Далее по убывающей идут «Одноклассники», TikTok, Facebook и Twitter.

А вот общаются россияне наиболее активно во «ВКонтакте»: за октябрь прошлого года через эту соцсеть прошло почти полмиллиарда сообщений. Интересно, что на чтение прессы, включая онлайн-СМИ, жители нашей страны тратят в среднем только 55 минут в день (из 7 часов 52 минут, которые проводят в интернете каждый день в целом). Это в 2,5 раза меньше, чем мы тратим на соцсети.

Инфлюэнсеры и правила игры

Вывод из всей этой статистики напрашивается сам собой: люди сейчас значительно больше времени тратят на социальные сети, чем на официальные СМИ, ТВ-шоу, чтение газет и прочие «традиционные медиа». Конечно, существует серьёзный перекос по возрастным группам: молодёжь часто и вовсе смотрит только любимых блогеров, ютуберов и тиктокеров, начинает утро со сториз в Instagram вместо новостей и заканчивает свежими роликами в TikTok’е вместо вечернего шоу на ТВ.

Фото: Yevhen Kotenko globallookpress.com
Фото: Yevhen Kotenko/globallookpress.com

Время и внимание пользователя в медиа — это, как известно, деньги и влияние. Современные пользователи соцсетей часто значительно больше доверяют любимым блогерам (причём во всех возможных сферах), чем официальным СМИ. Значит ли это, что скоро блогеры и вовсе заменят привычные медиа?

Об этом журналистка и блогер Ксения Собчак решила поговорить с представителями известных изданий и другими заинтересованными лицами в рамках дискуссии на Международном экономическом форуме 3 июня.

— Медийные персоны становятся для людей каким-то далёким понятием, как и СМИ, тогда как блогеры — это что-то простое и понятное, рядом, — отметила Ксения Собчак.

И этот факт, конечно, тоже имеет огромное значение: люди значительно больше доверяют «парню с соседнего двора», чем далёкой и недостижимой ведущей новостей или вечернего шоу. А факт доверия позволяет блогерам не только продвигать свои идеи в массы, но и легко продавать рекламу, на которой они и зарабатывают.

Александр Журавский, заместитель начальника управления президента России по общественным проектам, согласился:

— Действительно, блогеры сегодня — это новые медиа. Скорость доведения информации до потребителей чрезвычайно возросла, в соцсетях это происходит мгновенно, в отличие от традиционных СМИ, у которых есть большой лаг по времени (между получением новости и публикацией материалов — прим. авт.). Возникает другой уровень доверия: при такой скорости проверить всё, что доходит до потребителя, вряд ли возможно.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В такой ситуации просто необходимо выработать определённые «правила игры» для инфлюэнсеров.

— Кто должен делать это? Платформы, на которых размещают информацию блогеры, — заявил Журавский. — И это не только фискальная история, хотя платить налоги обычно принято в цивилизованных странах, и если блогеры не платят — вопрос почему? Есть и вторая история — правовая, блогеры должны отвечать (за свою информацию и поступки). Как они должны отвечать? Пока таких критериев не выработано. Непонятно, как их регулировать. А кейсов много, есть такие сигналы, которые приводят к печальным последствиям. У нас интернетом охвачено 97% молодых людей, часто для них блогеры — это единственный источник информации!
Александр Журавский  Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Александр Журавский/ Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

О глупости и моральной ответственности

Сергей Минаев, главный редактор Esquire Russia, видит схожую проблему в текущей тенденции:

— Есть совершенно понятный тренд: блогеры скоро начнут жрать традиционные СМИ. Они быстрее, за ними не стоят штаты журналистов, которым надо платить зарплату, они мобильны, и они начинают становиться властителями дум. Здесь кроется проблема. Например, какой-то блогер, занимающийся юмористическим контентом, становится популярным и решает давать советы по вопросам политики, здоровья, отношений и так далее. Советы эти глупые, некомпетентные, но люди им следуют, потому что они верят ему! И это, конечно, плохо.

Редактор популярного журнала подчеркнул, что в современном мире, на самом деле, важнее всего «шеры, лайки и ретвиты»:

— В этом плане, конечно, блогеры — это новые СМИ, я говорю это, наступая сам себе на горло. Я тоже иногда ругаюсь матом на Ютубе, но стараюсь не давать советов. Да, часто блогеры важнее СМИ, и им нужна регуляция.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Генеральный директор АО «Газпром-медиа Холдинг» Александр Жаров не согласился с другими спикерами, и напомнил, что в России по-прежнему действуют законы, и зафиксированные в них определения являются первостепенными:

— Товарищи, блогеры — не СМИ! Обратимся к закону о СМИ, у средства массовой информации всегда есть редакция. У блогеров нет редакции, это просто активные участники массовой коммуникации. Но это всё равно очень важное явление. Сотни миллионов людей в мире записывают и выкладывают видосики, кто-то по фану, а кто-то за деньги. Но как только у них появляются миллионы зрителей, они начинают двигаться в сторону СМИ. И те, кто становится успешнее, превратятся в СМИ. У них появятся редакторы и прочие атрибуты СМИ.

И тут речь идёт как о законодательном регулировании работы блогеров, так и о необходимости создания определённых рамок, которые «защитят их как коммерческие структуры».

«Цифровые 90-е» и новые законы для блогеров

Как же в нашей стране будет регулироваться работа блогеров? И так ли это необходимо? Александр Журавский уверен, что необходимость очевидна:

— Вспомним начало ‘90х. Так вот, в Интернете у нас сейчас абсолютные цифровые '90е: «серые» деньги, «серые» измерения, много мути. Эта муть обязательно через какое-то время развеется. Сейчас (для этой цели) создаются два законопроекта. Один из них — так называемый «Закон о приземлении».
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

«Закон о приземлении» обяжет крупные зарубежные ИТ-компании и интернет-платформы в обязательном порядке открывать представительства (юрлица) в России. Под этот закон подпадут YouTube, WhatsApp, Viber, Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, Telegram, Steam, World Of Tanks и другие компании, платформы и сервисы, распространяющие информацию в России и имеющие здесь не менее 500 тыс. человек аудитории каждый день. Закон ориентируется на налаживание общения между ИТ-компаниями и государственными органами власти РФ в режиме «одного окна».

Одним из поводов для создания такого законопроекта, как рассказал журналистам ещё в мае замглавы администрации президента Сергей Кириенко, стала ситуация, сложившаяся во взаимодействии Роскомнадзора и ООО «Гугл», когда последняя компания, в ответ на вопросы ведомства, заявила, что как юридическое лицо не имеет отношения к Google LLC и не обязана отвечать.

— Транснациональные компании должны будут иметь тут юридические лица! — уверенно заявил Александр Журавский. — Ютуб размещает в России рекламу, за которую налоги идут в США. Это бред! Но недолго этому продолжаться. Ситуация структурируется, потому что речь идёт о деньгах. Все будут платить налоги, и всё будет хорошо.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Если же вести речь не о налогах, а о моральной ответственности — здесь, напомнил Александр Жаров, блогеры, как и все россияне, подчиняются общим законам страны:

— Они так же не могут пропагандировать терроризм и так далее, поэтому нельзя говорить, что они ничем не ограничены.

Деньги, власть и доверие

Есть в современных «новых медиа» и своя цензура, отметила Ксения Собчак. Правда, в отличие от традиционных СМИ, цензурируется блогерский контент не с точки зрения обсценной лексики и подобных вещей, а с совсем другой, малопонятной для простого зрителя и пользователя стороны.

По словам Ксении Собчак, у которой, как известно, есть свой YouTube-канал, на этой платформе часто пессимизируются, то есть искусственно лишаются рейтинга и возможности выйти в топ видео, связанные с определёнными острыми темами: феминизма, домашнего насилия, военных преступлений и т. п. А значит, платформы также управляют вниманием и наполненностью контента, который потребляют жители страны.

При довольно разных изначально точках зрения, участники дискуссии, в итоге, согласились, что блогеры либо уже являются современными СМИ, либо двигаются к этому и придут в обозримом будущем. Правда, во мнении о том, каким именно будет это будущее, эксперты разошлись.

— Безусловно, блогеры уже совсем близко к тому, чтобы стать новыми СМИ, — считает Сергей Минаев. — Они новые контент-мейкеры совершенно точно.
Сергей Минаев  Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Сергей Минаев/ Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Качественные ли это контент-мейкеры? Это очень сильно зависит от каждого блогера. Если бы можно было хоть как-то их сегментировать…

Александр Журавский высказал интересную точку зрения о будущем инфлюэнсеров:

— Новыми СМИ блогеры не являются. Но они являются медиаторами, к которым есть доверие. А где доверие — там влияние, где влияние — там деньги, а где деньги — там крупные игроки, медиахолдинги. Они начинают договариваться с блогерами, и к ним приходит государство. Так что пока нет, это не СМИ, но они скоро ими станут.

А вот Вячеслав Муругов, генеральный директор «СТС Медиа», высказал мнение, что всё уже свершилось. И в этой новой реальности каждому потребителю контента надо быть осторожнее:

— Я думаю, что официально, с точки зрения закона и определения, блогеры не являются, конечно, СМИ, но с точки зрения реальности — да, это уже невозможно отрицать. Это уже даже и не новые медиа, а часть медиапространства, в чем-то качественная, в чем-то нет. И зритель сам отвечает на вопрос: доверять или нет.
Другое по теме