Русский креатив: Канделаки, Шнуров и Бекмамбетов обсудили судьбу творчества в стране

3 июн, 13:06
Маргарита Звягинцева
Что такое креатив и почему он имеет огромную важность в современном мире? Как государство помогает талантливой молодёжи и чего от неё ждёт? Эксперты собрались на ПМЭФ, чтобы обсудить будущее и настоящее отечественного креативного контента.
Фото: Новодережкин Антон/ТАСС

Даня Милохин: «Я не думаю»

Первый день Международного экономического форума в Петербурге прошёл в восторженном ожидании, разговорах и обсуждении юного блогера Дани Милохина. 19-летняя звезда «ТикТока» взорвала все новостные ленты уже самим фактом своего прибытия, а снятый им на форуме вместе с Ксенией Собчак короткий ролик и вовсе привёл СМИ в истерику.

Тиктокер рассказал, что не покупает дорогую еду, но крышу своего нового чёрного «Майбаха» перекрасил в розовый. Однако чаще всего Даня Милохин повторял на форуме фразу «я не думаю».

Даня Милохин/ Фото: Егоршин Валентин/ТАСС
— Сегодня с утра во всех телеграм-каналах обсуждают, что приедет Даня Милохин, — отметила на другой пленарной сессии форума Тина Канделаки. — Даня — это не только продукт нашей страны. Это продукт нового мира, где креативной идее не нужна площадка, потому что каждый сам себе площадка.

Пока Даня рассказывал в кулуарах ПМЭФ о своих тиктоках и о том, как ездит на «Майбахе» по посёлку, замминистра культуры РФ Ольга Ярилова, замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, Сергей Шнуров, Тимур Бекмамбетов, Тина Канделаки и другие умудрённые опытом люди обсудили судьбу креатива в России и отношение ко всей этой креативной индустрии государства. Готово ли оно помогать креативной молодёжи и продвигать её? Какой креатив нужен стране? И есть ли у России свой собственный, уникальный «путь креатива»?

Цифровой креатив как возможность для подработки в декрете

Во главу угла встал вопрос о том, что «люди — это «новая нефть», и во всём мире обостряется борьба за творческих личностей. А значит, пришло время для России обеспечивать себя, да и весь мир не только нефтью в классическом понимании, а также газом и мехами, но и талантами.

— Задача государства — создавать условия для развития, — заявил Сергей Капков, директор Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий (МГУ). — Государство должно асфальтировать дорожки, проделанные креативными людьми.
Сергей Капков  Фото: Виатрис Виктория ТАСС
Сергей Капков/ Фото: Виатрис Виктория/ТАСС

По словам Капкова, государство внимательно следит за контентом, который собирает больше всего внимания аудитории:

— Если люди готовы тратить время на просмотры, мы туда идём.

В этом контексте он вспомнил слова Сергея Лапина, в советские времена возглавлявшего ТАСС, а позже — Гостелерадио СССР:

«Все, что смотрит более миллиона людей, это политика».

Исключительно оптимистично о будущем креативной индустрии в России высказалась и Ольга Ярилова, заместитель министра культуры РФ:

— Сегодня всё больше высвобождается людей из-за автоматизации производства. Далее цифровизация накладывает отпечаток на все стороны нашей жизни, от быта до государственного управления. И третье — растёт спрос на новые формы досуга и впечатлений, и у нашей молодёжи, да и не только молодёжи, этот спрос в абсолютном приоритете. Это возможность для развития самых разных творческих индустрий.

Ольга Ярилова уверена, что сфера цифрового креатива — это «огромная возможность для создания рабочих мест», а также для так называемой альтернативной занятости: здесь могут себя попробовать и мамочки, сидящие в декрете с детьми, и инвалиды.

Ольга Ярилова  Фото: Валентина Певцова Фонд Росконгресс
Ольга Ярилова/ Фото: Валентина Певцова/Фонд Росконгресс
— Все креативные индустрии рождаются снизу, это творческая активность наших граждан, творческое сообщество, которое живёт в городах, — заявила замминистра культуры РФ. — Обращу внимание, что и в небольших городах. Лидер по развитию креативных индустрий у нас Москва, но регионы тоже стараются развивать свои креативные кластеры.

Креативный контент против креативных технологий

Есть в России госзаказ на молодые таланты и в промышленной сфере — об этом рассказала замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадырова:

— У нас есть соответствующие отдельные инструменты. Например, на предприятия приходят молодые дизайнеры, ориентируют предприятия на новые потребительские предпочтения. Надо молодёжи давать реализоваться. Как сказал на пресс-конференции в ТАСС Константин Богомолов, вклад в молодёжь — своего рода вклад в венчурные индустрии.

А вот генеральный директор агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала, что мечтает, чтобы на «креативной вершине» в стране оказались не тиктокеры, снимающие смешные ролики, а молодёжь, создающая полезный креатив. И тут нашей стране есть, чем похвастаться:

— Я хотела бы, чтобы мы гордились новыми идеями и новыми технологиями. И такие у нас есть. Например, существует компания «Геоскан», которая побила мировой рекорд по одновременному нахождению роя дронов в небе. Это перспективная технология. Все знают, что салюты в скором времени будут под запретом из-за экологической повестки. И поэтому всё актуальнее становятся разные инсталляции из дронов. Это зрелищно, это интересно.
Светлана Чупшева  Фото: Валентина Певцова Фонд Росконгресс
Светлана Чупшева/ Фото: Валентина Певцова/Фонд Росконгресс

Среди других таких технологий, создаваемых молодёжью, Чупшева назвала программу «Ангелина брайль», созданную для распознавания и преобразования шрифта Брайля в текст.

— Это технология, которая даёт возможность зрячим понимать слепых, огромный запрос на эту технологию в странах СНГ и зарубежных развивающихся странах. Мне бы хотелось, чтобы наши дети видели и знали таких лидеров креативных индустрий. Мне не хочется, чтобы всё, говоря о креативных технологиях, сводилось только к блогерам, — подчеркнула директор АСИ.

По дороге к лейблу «придумано в России»

Главное для развития творческого потенциала в стране — ориентироваться не столько на создание собственно контента, сколько на производство технологий и платформ, на которых этот контент станет плодиться, заявил Сергей Капков. Тогда Россия станет максимально самодостаточной в плане «творческой нефти».

— Человек, который придумал «ТикТок», обладает другим складом мозга, — считает директор Центра экономики культуры МГУ. — Нам нужны такие люди. Многие из них аутисты, надо помогать им проявлять себя. Надо перестать стремиться иметь лейбл «сделано в России», в наше время всё будет сделано там, где дешевле! Надо идти к лейблу «придумано в России».
Фото: Егоршин Валентин ТАСС
Фото: Егоршин Валентин/ТАСС

Тем не менее, как отметил Тимур Бекмамбетов, очень важен баланс между бизнесом и свободой творчества., а создаваться контент сегодня может где угодно — так, например, в период пандемии его фильм «Девятаев» снимался внутри компьютерной игры.

Сергей Шнуров также согласился, что мир творчества становится интернациональным:

— Предполагаю, что у креативности нет национальности, как и у науки. Есть приёмы, которыми пользуются все. Культурные коды отличаются, но нейроны работают у всех по тем же принципам. А если мы рассматриваем Россию как отдельно стоящую крепость — думаю, здесь закрадывается ошибка. У нас азбука греческая, мы используем англицизмы, и здесь много вопросов, что такое отдельная Россия? Есть ли, например, русская физика? Нет, есть просто физика. Так же и с креативностью.
Другое по теме