«Цифра», беспилотники и революция в ж/д: на ПМЭФ обсудили будущее российского транспорта

3 июн, 19:06
Олеся Курдюкова
Контракты уже подписаны – в ближайшие годы они полностью изменят ситуацию на дорогах.
Фото: Максим Григорьев/Фонд Росконгресс

С восьми утра, ещё до официального старта программы ПМЭФ в четверг, Минтранс начал подписывать одно соглашение за другим с крупнейшими перевозчиками, логистами, IT-разработчиками и инвесторами страны. Дабы вместе и максимально оперативно перейти от слов к делу, перевести транспортную отрасль РФ «на цифру» и отправиться в светлое постковидное будущее с выгодой и в безопасности, минимизировав человеческий фактор, двигаться лучше на беспилотниках.

— Беспилотник не превышает, он двигается чётко по правилам — все участники движения только от этого выиграют, — убеждён замминистра транспорта РФ Кирилл Богданов.
Кирилл Богданов/ Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Так одну из самых протяжённых платных дорог в нашей стране, что связывает две столицы — Москву и Петербург — уже в следующем году могут освоить грузовики-беспилотники. А к 2024 году автомобили без водителя должны появиться и на некоторых обычных дорогах.

Такая цифровизация — мера не столько имиджевая, сколько вынужденная. Ежегодно в стране в ДТП гибнут или получают ранения более 200 тыс. человек.

Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России ущерб примерно в 4—5% валового национального продукта, говорят эксперты. Поэтому, если по планам до 2030 года количество аварий на дорогах получится снизить на 20%, бюджет от этого будет выигрывать свыше 1 трлн рублей ежегодно.

Серьёзно сэкономить благодаря цифровому прорыву можно будет на перемещении товаров, внедрив электронный документооборот туда, где по-прежнему царит бюрократия.

— Себестоимость одного документа — 100 рублей. При таком исполнении это колоссальные цифры. Перемножаем одно на другое, получаем 300 млрд затрат! — ужасается гендиректор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков.
Антон Замков  Фото: Алеев Егор ТАСС
Антон Замков/ Фото: Алеев Егор/ТАСС

Цифровое управление транспортной системой — в первую очередь перевод многочисленных документов в электронный вид и внедрение электронных пломб, которые таможня начнёт отслеживать ещё до того, как водитель отправится в путь. Это сократит время нахождения машин с товарами на пункте пропуска с трёх часов до получаса минут, а значит, снизит себестоимость продуктов в десять раз. Благодаря этому к 2030 году планируется увеличить долю РФ в перевозках Китай-Европа.

— Наши компании активно продвигают свои решения в разные уголки мира. Если мы не будем строить препятствия и принимать решения медленно, а пойдём на прорыв, то мы сможем вырастить таких серьёзных национальных чемпионов, — считает глава совета директоров компании «Дигинавис», экс-министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

А локомотивами — или, как говорят экономисты, драйверами — этого прорыва станут крупнейшие транспортные компании страны. Уже в 2021-м сразу в нескольких регионах можно будет пользоваться едиными цифровыми инструментами для оплаты проезда на маршрутах между субъектами на всех видах транспорта. А в ключевых для страны аэропортах можно будет забыть про паспорта и посадочные талоны — идентифицировать пассажиров начнут по биометрическим данным.

Евгений Чаркин  Фото: Максим Григорьев Фонд Росконгресс
Евгений Чаркин/ Фото: Максим Григорьев/Фонд Росконгресс
— Сейчас уже 88% гружёных вагонов внутри России перевозятся по электронным документам. И эти цифры растут, и я уверен, что динамика в этом году будет ещё выше! — заявил замгендиректора РЖД Евгений Чаркин.

Всего за год через мобильное приложение россияне оформили почти 15 млн билетов на поезда дальнего следования, ещё 2 млн — в пригородном сообщении. Но это ещё цветочки. Совсем скоро нас ждёт настоящая революция в ж/д перевозках по России, и будет связана она с тем, что работу машиниста в поезде заменит оператор перед компьютером. Беспилотные «Ласточки», к примеру, — это уже реальность.

Другое по теме