На агрегаторе: чем обернётся приход в Пулково нового оператора такси для петербуржцев?
До пандемии официальным оператором-перевозчиком такси в аэропорту Пулково была лишь одна компания, не отличающаяся привлекательными ценами. На фоне карантинных ограничений и закрытия стран её доходы серьёзно снизились, как и во всей транспортной отрасли Петербурга. Теперь, по информации источника 78.ru, «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, управляющая компания для аэропорта) выбирает ещё одного официального оператора для перевозок. Победителем на конкурсе собеседники называют популярный агрегатор «Яндекс.Такси». Ни в ВВСС, ни в «Яндексе» информацию об итогах конкурса не комментируют. Однако опрошенные 78.ru участники рынка и эксперты высказываются как положительно, так и отрицательно об этом сценарии для города. Сторонники появления нового оператора приводят в пример существующую лояльную ценовую политику «Яндекс.Такси» и оперативную работу. Противники напоминают о многочисленных инцидентах и ДТП с участием потенциального оператора, а также пеняют на сомнительное качество услуг.
Предпочтительный претендент
Как сообщили 78.ru в пресс-службе ВВСС, в компании подводят итоги конкурса по выбору оператора такси в аэропорту Пулково. Определён предпочтительный претендент, с которым ведутся переговоры.
— Информация о проведении конкурса на выбор оператора такси и запросе предложений была опубликована на сайте аэропорта Пулково. Условия конкурса, включая критерии отбора, доступны исключительно участникам конкурса и являются закрытыми, — подчеркнули там.
Так, одним из приоритетов в работе ВВСС «является предоставление качественных услуг пассажирам, в том числе партнёрами». Новому перевозчику аэропорт обещает две парковки: до въезда на территорию под эстакадой, а также круглосуточные стойки приёма заказов. Оператор в свою очередь должен выполнить ряд условий.
В настоящее время компания работает с «Такси — Пулково». Согласно информации, размещённой на сайте аэропорта, чтобы доехать до, например, Приморского района города, её услуги стоят 1300 — 1500 рублей. Для сравнения: на «Яндекс.Такси» такая поездка обойдется сейчас до 1000 рублей.
«И так пользуются…»
Опрошенные эксперты и финансовые аналитики считают, что ВВСС вынуждена подстроиться под ситуацию, когда глобальные агрегаторы всё агрессивнее вытесняют с рынка классическое такси и локальных игроков. Пандемия только стала катализатором этого тренда.
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников считает, что если речь идёт о «Яндекс. Такси», то это может оказаться хорошей историей для Петербурга. По его словам, этим сервисом и так пользуется большинство тех, кто летает регулярно и хорошо знает город.
Как напоминает Илья Резников, «Яндекс. Такси» — это агрегатор, под которым ездят многие игроки и по приемлемой ценовой политике. И если бы речь шла о какой-то крупной частной компании в отрасли, то тогда можно было бы сказать, что Пулково решило направить деньги и поддержку отдельно взятому участнику рынка, и тут уже бы появились вопросы к законности такой схемы.
— Другое дело, что пока мы не знаем всех деталей. Например, что дальше будет у «Яндекс.Такси» вот с этой ценовой политикой, сохранится ли она на прежнем уровне, или это будут завышенные, никому не интересные цены, как у «Такси — Пулково»? Также имеется вопрос, можно ли будет пользоваться приложением? Если всё продолжит работать так, как это есть в настоящее время, то проблем не возникнет, — задаётся вопросами Илья Резников.
Растить монополистов или поддерживать местных?
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков расценивает ситуацию, как двоякую. Так, с одной стороны очевидно, что агрегаторы побеждают, их сервисы и услуги пользуются законной популярностью у горожан, так как работают оперативно и у них разумная ценовая политика. С другой стороны, рынок всё больше монополизируется.
— Например, у того же Сбербанка есть попытки по созданию агрегатора «Ситимобиль», но это тоже, если получится, будет ещё один монополист, хоть и поменьше. И примеры того, что «Яндекс.Такси» уже пользуется своим положением, имеются. Так, иногда происходит пересмотр цен, причём, в сторону повышения, а на остальной рынок они не смотрят, потому что его практически не осталось. В итоге в среднесрочной перспективе мы можем получить монстра, который подомнёт под себя всех, будет диктовать цены и полностью контролировать рынок, — считает аналитик.
По мнению Ивана Федякова, сейчас у «Яндекс.Такси» есть ещё ниши по корпоративному и локальному обслуживанию.
— Но и этот форпост уже падает. Все другие операторы стремительно пропадают с рынка. Например, возьмём историю с компанией «Таксовичков»: какие у неё были позиции в городе ещё несколько лет назад, и какие сейчас? Очевидно, что сравнение не в выигрышную сторону, — настаивает эксперт.
Экономист, финансовый аналитик Виталий Новиков считает, что городу надо собирать локальных игроков, задавать критерий качества.
— И либо выбирать среди них, либо предлагать им определённый пул заказов. Дело в том, что когда мы организуем такой конкурс, то главным критерием должно стать то, сможем ли мы потом управлять полученными результатами, — считает он.
Однако никто не может отрицать: пандемия «похоронила» много средних и мелких игроков.
Каждодневные новости
Противники нового потенциального оператора вспоминают разгорающиеся в городе с завидным постоянством скандалы, связанные с участием в ДТП такси, и ссоры водителей агрегаторов с пассажирами. Кроме того, вызывают вопросы профессиональные и моральные качества персонала таких компаний.
Председатель правления некоммерческого партнёрства «Петербургское такси» Виктор Соловьёв считает, что агрегаторы не могут гарантировать 100% безопасности пассажиров.
— Мы высказали обеспокоенность в связи с тем, что обслуживать людей, приезжающих к нам в город, будет «Яндекс», и что это будет влиять на безопасность на пассажиров. Тем более мы каждый день читаем новости про ДТП или нападение, — сказал, в частности, он.
Так, у многих горожан на слуху дикая история, когда водитель одного из агрегаторов в присутствии пассажиров смотрел «кино для взрослых».
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов уверен в том, что такие компании не в состоянии контролировать не только водителей, но и пассажиров.
— Есть подозрения на счёт того, насколько качественно будут оказаны услуги безопасности. Поэтому это странный выбор, на мой взгляд, — делится он.
Хорошо помнят многие петербуржцы и скандалы во время чемпионата мира по футболу 2018 года, когда и сами таксисты, и агрегаторы задрали цены до небес. Некоторые частники были требовали с клиентов до 5 — 10 тыс. за поездку от аэропорта и специально нарезали дополнительные круги. Не знающие город приезжие на это «велись», а потом выясняли правду о нормальных расценках на подобные поездки.
При этом 2 июня в Северной столице стартует Петербургский международный экономический форум, а весь июнь город на Неве будет принимать матчи Евро-2020, и гостей заметно прибавится.