«Распил-арена»: хроники воровства от «Старого города» до новой «Охраны»
«Золотые» сваи
В 2006-м году Зинедин Зидан нанёс свой знаменитый удар головой провокатору Матео Матерации и проиграл финал чемпионата мира по футболу, Дима Билан поехал на «Евровидение» и занял там только второе место, а в Петербурге приступили к работам на старом стадионе им. Кирова, чтобы возвести арену, которая до сих пор занимает уверенное первое место по уголовным делам и другим скандалам.
Первым генеральным подрядчиком стало ООО «Авант», бенефициаром которого являлся Леонид Лебедев. Компания взялась построить футуристический «космический корабль» Кисе Курокавы за фантастические даже по нынешним временам 6,7 млрд рублей. Тогда это казалось вполне реальным, ведь всё было тщательно просчитано. Но вот незадача: компания строила, и строила, и строила, израсходовав первые 5 млрд рублей, а в результате готовы были только проект, причал для судов, сваи и энергоцентр.
Правда, проект потом пришлось ещё не раз переделывать, да и со сваями вышла беда. Контракт с «Авантом» был расторгнут, его генеральный директор вскоре погиб в таинственном ДТП, а в отношении одного из подрядчиков впоследствии завели первое уголовное дело. Тогда это было ещё в новинку. В итоге суд пришёл к выводу о том, что ООО «Старый город», выступавшее в качестве субподрядчика на свайных работах, завысило их стоимость на 570 млн. Так всем стало понятно, почему стройка почти не сдвинулась с места, хотя деньги уже заканчивались. Только по официальным данным к тому моменту на сторону ушли 10% от всех денежных средств.
Деньги решили взыскать с директора компании Дмитрия Коршунова, да только быстро стало понятно, что дело это гиблое. Деньги уже «ушли».
Не там подсветили
После этого смета стадиона стала расти как на дрожжах, а на объект пришёл «Трансстрой» Олега Дерипаски. Порядка от этого больше не стало. Достаточно вспомнить, как Контрольно-счётная палата обнаружила брошенные без присмотра на открытом воздухе 63 тыс. кресел, которые обошлись в 300 млн рублей. Аудиторы пришли к выводу, что их придётся утилизировать. Хотя чиновники позже говорили, что сиденья ещё на что-нибудь сгодятся.
Структура Дерипаски сперва получила 18,6 млрд рублей, но и этих денег мало на что хватило. Удивительнее всего было то, что на фоне всех скандалов впоследствии «Трансстрой» продолжил выигрывать один конкурс за другим, получив дополнительно 12, потом 9, а затем ещё 3 млрд.
А вторым уголовным дело обернулась попытка установить подсветку. В 2015 году тендер на эти работы выиграла столичная компания «Стройэлектромонтаж № 5» Кирилла Сливкина, работавшая до этого на второй сцене Мариинки и участвовавшая в реконструкции Большого театра. Фарс начался уже на стадии проведения закупки. Сперва работы оценили в 450 млн рублей, потом конкурс отменили и запустили заново уже на 354 млн, но петербургские участники рынка заявили, что цена опять завышена на 100 млн, а конкурсная документация составлена с нарушениями. Но убедить УФАС в своей правоте не смогли.
Однако позже следователи пришли к выводу о том, что поставленная компанией система освещения стоит 30 млн рублей, а город заплатил за нее 105 млн. Владельца «СЭМ № 5» задержали. Вскоре выяснилось, что ещё 289 млн могли быть похищены при поставках электрооборудования.
Скосило даже вице-губернатора
Большие деньги — большие соблазны. В итоге шлейф уголовных дел дошёл даже до вице-губернатора Марата Оганесяна, курировавшего стройку века. На этот раз правоохранителей заинтересовал договор с «Театрально-декорационными мастерскими» на поставку видеотабло. Его оценили в 168 млн рублей, но часть денег почему-то ушла куда-то не туда. Город перевел их «Трансстрою», «Трансстрой» перевел «ТДМ», «ТДМ» перевела ООО «СТК», а та — ООО «Промэлектрика СПб», после чего они окончательно потерялись.
В итоге под подозрение попали не только владельцы «ТДМ» Александр Шимберг и Владимир Халифа, а также работавшие там Елена Ковалёва, Артём Куспица и Григорий Попов, но и Оганесян, который, как считается, настоял на заключении контракта именно с данным подрядчиком. К слову, Попов — бывший директор Александринского театра. Не везёт стадиону с театрами.
При этом правоохранители пришли к выводу о том, что Оганесян брал взятки и у «СЭМ № 5». На пару с зампредом Комитета по строительству Александром Янчиком, который, по версии следствия, передавал деньги из рук в руки.
19 мая Куйбышевский суд приговорил бывшего вице-губернатора к 5,5 годам строгого режима. Ему также придётся вернуть 28 незаконно нажитых млн рублей.
Расследовать можно вечно
В 2019-м году на стадионе выросло новое уголовное дело. Теперь внимание следователей привлекли система видеонаблюдения и очередной субподрядчик — ООО «Группа компания «Охрана» Алексея Кобыща. Камеры должны были следить за порядком и удерживать от воровства, но в итоге послужили приманкой. СКР закончил разбираться в запутанных схемах к концу 2020-го года. Об успехах лично отчитался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Оборудование заказали у немцев, потом прошло несколько фиктивных сделок с посредниками, и в итоге стоимость завысили на 180 млн рублей. На этот раз в хищении заподозрили предпринимателей и их соучастников Сергея Беляева, Андрея Соболева, Александра Половко, Дмитрия Сбруева и Валерия Мороза.
Далеко не факт, что это дело станет последним. Достаточно вспомнить споры между Смольным и структурой Дерипаски при расторжении контракта. Тогда при изучении сметы куда-то потеряли 2,5 млрд рублей. Чудесным образом цифры на этой чудо-стройке вечно не сходятся.
Но есть у этой истории и светлая сторона. В 2017-м году стадион всё-таки достроили. С выдвижным полем и раскрывающейся крышей, как хотел знаменитый японский архитектор. Хоть её потом и ломали злые бакланы, которых никак не мог разогнать последний куратор стройки бывший вице-губернатор Игорь Албин. Инспекторам ФИФА арена понравилась, и там успешно прошли матчи чемпионата мира по футболу, а теперь выступает «Зенит». Стадион действительно получился красивым и современным, вот только воровать было не обязательно.