Как денди лондонский: историк коллекционирует одежду петербуржцев, живших 100 лет назад
Десятки уникальных предметов одежды из начала позапрошлого века ждут на полках своего часа. Эту коллекцию выдели лишь немногие. Её собирал буквально по крупицам петербургский историк. Здесь у каждой вещи своя история, а у многих даже известны бывшие владельцы: чулки и корсеты, жилеты и сапожки. О том, что хранилось в гардеробе петербуржцев более ста лет назад, рассказывает корреспондент 78.ru.
Действительно уникальный предмет — пара прекрасно сохранившихся галош. Они пользовались бешеным спросом на рубеже XIX и XX веков. Рядом изящные женские босоножки, выполненные в стиле древнегреческих сандалий, тоже петербургского производства, сделаны на улице Пантелеймонова, 14.
Около десяти лет назад историк Никита Оводков заинтересовался: что же носили граждане города на Неве в повседневной жизни? Работа в антикварной лавке положила началу коллекции, в которой уже больше четырёх сотен предметов. Маленькие нюансы, на которые обычно не обращают внимания, заставили по-новому взглянуть на быт минувших столетий.
— Появилось огромное количество приспособлений, которые должны были облегчить людям жизнь: вешалки для брюк с прищепками — тогда из Канады, из Америки — сундуки. Тогда — в конце XIX века — это было удобно, по сравнению с огромными каретными, — делится историк Никита Оводков.
Чемодан для путешествий, пригодный также для провоза безбилетников, даже заставил коллекционера изрядно попотеть. В таком сундуке одежда сохраняла опрятный вид после долгого переезда, есть даже шляпное отделение.
— Довольно распространённый предмет, летний и весенний аксессуар любого городского жителя — это шляпа канотье, соломенная, может быть как мужской, так и женской — женская из-за причёски чуть повыше. Это мужская канотье, производитель не ясен, но, скорее всего, Англия. Она была найдена в сундуке в доме в Гатчине, вместе с этим летним костюмом, — отмечает коллекционер.
Никита начал настоящую охоту за историческими одеяниями в лавках, на антресолях старых домов и дач — платья, брюки и головные уборы начали рассказывать истории своих владельцев.
Сапожки — фирменные, и выглядят вполне прилично для своего возраста, умели же делать когда-то. Патентованная немецкая машинка — на неё крепились чулки. А ещё сорочка, панталоны. На одной камисоли — это такой старинный женский топ на бретельках — сохранилась монограмма. По ней даже удалось установить, кому принадлежал лиф — Елизавете Постниковой. Или чёрный кружевной пояс, который оказался праздничным и мужским. Коллекция — настоящий клад для исследователей и костюмеров.
— Эти вещи все оригинальные и если изучить их вблизи, то, возможно, будут некоторые открытия. Эти предметы нужно спасать, поскольку через десять лет их просто не останется, — добавляет Никита Оводков.
Условия хранения, конечно же, не музейные — чтобы с контролем влажности воздуха, освещения и температуры. В небольшом помещении пока удаётся добиться только сухости. Уже хорошо, но немногочисленных визитёров удивляет и другое — за почти десятилетие существования коллекция выставлялась всего один раз. Неужели она никому совсем не интересна?
Ранее 78.ru писал о коллекционере уникальных игольниц из разных стран.