На первой странице — картинка: ленинградцы слушают речь Вячеслава Молотова. Так Таня Вассоевич начала свой дневник в далёком 1941-м.
— Моя матушка же рисовала с детских лет, поэтому её дневник начинается с картинки, — тут же объясняет сын Вассоевич, Андрей, ныне — профессор СПбГУ.
В тот день началось страшное — война. Всё, что происходит вокруг, с этого самого дня и до 1 июня 1945-го, пока не кончилась толстая общая тетрадь, Таня Вассоевич будет записывать в своём дневнике. Неизменно — с иллюстрациями.
В нём и первые бомбардировки, и бесконечные очереди за порцией хлеба, и эвакуация, которую пережили не все ленинградцы. Над крышами домов облачко — это горят Бадаевские склады. На другом фрагменте — стоит поезд, а из него вынесли труп только что умершего. Его эвакуировали, он сумел избежать смерти, но истощённый организм подвёл — мужчина умер в поезде.
Про голод Таня в дневнике не писала. Но из-за него умерли в первую блокадную зиму и её брат, и мама.
— Вот последний рисунок моей бабушки Ксении Платоновны, — показывает Андрей Вассоевич.
На рисунке — худенькая, до костей измождённая женщина. Организовать похороны родных на кладбище, а не оставить тела на улице, как были многие вынуждены делать той зимой, Таня смогла сама.
Самая страшная картинка — план кладбища, на котором мама смогла похоронить в гробах брата, а потом маму. Можно только представить, какой это был подвиг для 14-летней девочки.
План кладбища достаточно точный, а места захоронений — неизвестны, ведь Таня похоронила родных на Смоленском кладбище неофициально. Сторож пошёл навстречу мольбам ребенка и вырыл могилы за еду, которую девочка смогла найти. После этой зимы она отправилась в эвакуацию, жила в нескольких республиках, а школу окончила в Алма-Ате — с золотой медалью. Затем — вернулась в Ленинград.
— Я сколько себя помню, про этот дневник знал, и даже купил матушке ноутбук, потому что чем дальше были от войны, тем понятнее становилась историческая ценность дневника, — пояснил собеседник.
Рисовать Татьяна не прекратила и после войны. Но даже в те страшные годы изображения появлялись не только на страницах дневника. Вид Ферганской долины масляными красками — настоящая масляная живопись на мешковине -тоже вошла в книгу. А на пустых страницах дневника разместились рисунки и исторические документы.
Второе издание дополнили блокадными письмами. Сейчас сын Татьяны Андрей Вассоевич думает над выпуском третьего, чтобы как можно больше воспоминаний маленькой девочки о самых страшных годах её жизни дошли до потомков.