Человек в центре внимания: как работает петербургский клуб гражданской реконструкции
Место сражения — Кронштадт. У береговых батарей острова Котлин вновь разворачиваются события весны 1921 года. В роли большевиков и моряков Балтийского флота — участники военно-исторических клубов.
В деталях восстановлены не только события Кронштадтского мятежа, который унёс жизни больше полутора тысяч человек, но и образы его участников. Костюмы, предметы быта и оружие — настоящие.
— Это — пулемёт Вильнюса образа 1914 года. Признан одним из лучших образцов Первой мировой войны, — показывает ценное оружие Дмитрий Шишкин, представитель клуба «Живая история».
За взрывами и пулеметными очередями зрители так редко видят другую — мирную, бытовую сторону событий прошлых лет. И так же редко в реконструкциях участвуют невоенные исторические клубы.
— У нас и зенитчики, и медики, и связисты, и сапёры, и кто угодно. А вот именно отдельно гражданского клуба отдельно у нас в городе не было, — отмечает глава ретро-клуба «Бостонъ» Марина Мельник.
Не было — а теперь есть. «Бостонъ» существует уже пять лет и специализируется на облике исключительно мирных жителей первой половины XX века. И признаются: восстановить такой костюм ничуть не легче, чем военный.
Главное правило ретро-клуба — всё только настоящее. Готовясь к мероприятиям, его участники продумывают образы до мелочей. Поэтому в коллекции реконструкторов — не только одежда первой половины прошлого столетия, но также аксессуары, украшения и даже косметика. Если не достать подлинный костюм в готовом виде — а для образцов начала прошлого столетия это практически невозможно — то в руки берут нитки, иголку и ткань, обязательно именно тех времён, и шьют сами по историческим лекалам. С сороковыми годами — проще: современные петербуржцы нередко передают реконструкторам вещи из семейных коллекций.
— Мне одна женщина написала «ВКонтакте» сообщение, что вот у неё умерли дедушка с бабушкой, остались вещи, выбрасывать жалко, и вот она узнала о нас, не нужны ли нам эти вещи. Я сразу к ней приехала и взяла всё это, — добавляет Марина Мельник.
Она и сама многое получила от бабушки. В числе самых ценных экземпляров — вещи-свидетели самых разных эпох, в том числе самых страшных — блокадных лет. Есть и уникальные в своем роде предметы, те, что в период своего появления считались роскошью.
— Это достаточно редкая вещь, потому что шов многие рисовали на ноге, а вот у меня сохранились именно старые чулочки, — показывает очередную реликвию Марина.
Семейные альбомы и вовсе стали практическим пособием для рукодельниц нового времени. По фотографиям бабушки Марина теперь создаёт собственные образы.
Коллекция Марины уже насчитывает больше 150 шляпок и порядка 50 исторических костюмов. Документам и предметам быта счёт уже потерян, но при этом у каждого есть своё место. Новые экземпляры реконструкторы порой находят в самых неожиданных местах.
— Я знаю истории — это не со мной лично, мне рассказывали, — что кто-то из реконструкторов шел мимо помойки, извините, просто и увидел валяющийся там альбом со старинными фотографиями. Кто-то выбросил свою историю, — удивляется собеседница.
Военно-исторических реконструкций в жизни участников ретро-клуба немало, но самое ожидаемое событие — «Рио-рита» — танцы после войны. Под звуки оркестра Министерства обороны 9 мая представители «Бостона» устраивают показ мод 1940 годов. Каждый год это — новые образы тех, кто вопреки всем трудностям войны, не утратил самого главного: любви к жизни.
— Садились за машинки и уже старались шить, когда уже прекрасно знали, что победа — вот она, наступает, и чтобы её достойно отметить не только криками «ура», но ещё и показать, что они выжили и они выглядят шикарно. Что бы ни случилось в истории страны, женщина всегда остаётся женщиной! — заключает член ретро-клуба Наталья Стремилова.