Минутная слава или герои поколений: чем закончится эпидемия TikTok'а?
Публиковать фото в Instagram или вести споры в Twitter — это вчерашний день. Сегодня у всех на слуху TikTok, который установлен в смартфоне каждого седьмого россиянина, а его аудитория за последние два года выросла в семь раз. Сначала соцсеть называли «молодёжной», потому что основной контент составляли 15-секундные ролики, снятые подростками. Ну, а позже она покорила сердца пользователей постарше, так что, теперь там пляшут и дурачатся на камеру звёзды российского шоу-бизнеса: Собчак, Киркоров, Бузова, Басков — в общем все, кому не даёт покоя слава ещё недавно никому неизвестных молодых людей.
6 млн за сальто
Один из таких новоиспечённых influenсеблогеров (так в соцсетях называют блогеров-миллионников) — 18-летний петербуржец Валентин Соколов, более известный в TikTok'е как Willie Spenser. До того, как его аудитория достигла 6 млн подписчиков, он занимался спортом, учился в университете, тусил с друзьями, в общем, вёл типичную для подростка жизнь. Всё изменил один ролик, за считанные дни набравший 30 млн просмотров, — с тех пор с учёбой Валя завязал, поселился в питерском TikTok-доме Fancy House и днями напролёт с такими же, как он, influenсеблогерами записывает новые видео.
— Изначально я скачал TikTok, как и все, чтобы просто посмотреть. Опубликовал пару видео с тренировок, а потом мне в голову пришла мысль — ведь и я могу чего-то достичь! Я удалил все видео с тренировками, подумал и понял — я умею делать сальто, да, значит, надо снять что-нибудь публичное. Я пошёл в многолюдный магазин через дорогу от своего дома, взял с собой друга-оператора. Люди ходили по магазину, думали, что купить домой, а я у них за спиной делал сальтуху и отворачивался, как будто ничего не произошло. Люди пугались, роняли, разбивали что-то, а мы их снимали. Так, я снял 30-40 реакций на мои прыжки и объединил в ролик. Видос зашёл — на 30 млн просмотров. А количество подписчиков увеличилось с нуля до 150.
С каждым видео их количество возрастало, сейчас у меня уже больше 6 млн подписчиков! Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону. На улице, естественно, стали узнавать. Вообще, моя аудитория разбросана по миру. Помню, был такой случай, когда у Казанского собора меня узнал бизнесмен из США! Он что-что сказал, но я не понял, что именно. То есть, английский я знаю, но со слэнгом столкнулся впервые. Но мне показалось, что он был положительно ко мне настроен: пожал руку, несмотря на пандемию.
Люди думают, что создавать ролики — это просто. На самом деле, этот процесс только кажется лёгким. Бывало и такое, что съёмочный день оказывался бесполезным, потому что я не увидел у людей нужных мне реакций. Бывало такое, что смотрю отснятые видео в телефоне, отмечаю их и удаляю, потому что ничего не нравится. Тогда я просто снимаю какие-то приколы — не всегда же одно и то же выкладывать.
Смещение аудитории — в топе серьёзные ролики
На примере того же Instagram напрашивается вывод — популярность блогеров не вечна: сегодня ты набираешь миллионы просмотров, не успеваешь считать подписчиков, а завтра появляется новая соцсеть, в которой ещё нужно суметь обосноваться. Получается, кстати, не у всех.
И хотя пока о замене TikTok'а говорить рано, молодые influenсеблогеры всё же могут начать терять своих зрителей. По словам digital-маркетолога Марианны Бельковой, популярная соцсеть постепенно взрослеет — основная аудитория со школьников сместилась в сторону людей в возрасте 25-30 лет.
— Это только нам кажется, что TikTok — это танцующий Даня Милохин. Сейчас соцсеть предназначена не только для молодёжи. Понятно, что у них много просмотров. Но на сегодняшний день основная аудитория сместила со школьников на людей в возрасте 25-30 лет — это адекватная, платёжеспособная аудитория, у них другие принципы отбора роликов работают. К примеру, у меня есть ученик, ролики которого набирают по 3 млн просмотров. И это видео про математику. А есть юрист, которая набрала 3 млн просмотров на роликах о том, какие квартиры в Москве не надо покупать. Аудитория, которая смотрит за молодёжью в TikTok-домах — в меньшинстве. А в большинстве — аудитория осознанная, которым эти дома и блогеры вроде Милохина не нужны.